Взорванный террористами иракский южный нефтепровод заработал. Из-за диверсии нефть не поставлялась по нему к терминалам в течение четырех дней. В настоящее время Ирак готов экспортировать 600–700 тыс. баррелей нефти в сутки. Эксперты ожидают, что в дальнейшем эта цифра достигнет 900 тыс. (Довоенный уровень добычи нефти в Ираке составлял более 2,5 млн. баррелей в сутки.) Премьер-министр Ирака Ияд Алави дает довольно пессимистичный прогноз. По его мнению, атаки боевиков на нефтяную инфраструктуру страны в будущем продолжатся. По данным премьер-министра, за последний год материальный ущерб Ираку от подобных акций составил более 1 млрд. долл. При этом доходы от продажи нефти составляют 90% всех доходов страны.
Между тем президент нефтяного картеля Пурномо Юсгианторо признал на днях, что его недавнее обращение к странам – производителям нефти, не входящим в состав ОПЕК, скорее всего останется безответным. По его словам, такие страны, как Россия, Норвегия, Мексика, Оман и другие, на сегодняшний момент не способны значительно повысить объемы своего нефтяного экспорта с тем, чтобы способствовать стабилизации мировых энергетических рынков.
По этой причине «в настоящее время нет смысла направлять в указанные страны официальные письма с просьбой поддержать ОПЕК и увеличить экспортные объемы нефти, так как уже и Москва и Осло заявили о том, что они не будут увеличивать эти объемы, а Норвегия вообще работает на пределе своих нефтяных мощностей», – сказал Пурномо Юсгианторо. Неготовность России увеличить экспорт нефти в очередной раз подтвердил на последнем заседании правительства и глава Минэкономразвития России Герман Греф. «Говорить о том, что мы готовы к всплеску нефтедобычи, не приходится», – констатировал он.
Цены на черное золото продолжают оставаться высокими, и предпосылок для их снижения пока нет. По словам независимого эксперта Григория Выгона, «в ближайшей и среднесрочной перспективе цены должны остаться на высоком уровне». По его словам, Россия пока не готова к резкому снижению цен на нефть. Хотя, как говорит Григорий Выгон, «если цены упадут до 18–20 долл. за баррель, то ничего страшного не произойдет, просто замедлится экономический рост, сократится или исчезнет бюджетный профицит, возможно, прекратится сокращение темпов инфляции».