Андрей Козлов прислушивается к обвинениям в свой адрес.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
В пятницу, 18 июня, председатель Центробанка Сергей Игнатьев принял огонь на себя, заступившись за своего первого заместителя Андрея Козлова. Последнего депутаты Госдумы обвинили в разжигании кризиса межбанковского кредитования. Соответствующие письма были направлены в Генпрокуратуру, ФСБ и президенту страны. Парламентарии призывают главу государства и правоохранительные органы заняться изучением деятельности первого зампреда ЦБ и внимательно изучить последние манипуляции самого Банка России. «Мелкие и средние банки поставлены на грань выживания, а крупные кредитные учреждения уже испытывают серьезные трудности в финансировании своих клиентов», – говорится в депутатском письме.
Однако Сергей Игнатьев заявил на днях, что «вся эта» работа Центробанка «в целом направлена на укрепление банковской системы и дает свои результаты». Он добавил, что «вероятность банковского кризиса сейчас чрезвычайно мала и со временем становится все меньше и меньше, несмотря на все переходные периоды». Игнатьев твердо уверен, что банковская система сегодня здорова и даже «сильнее, чем была несколько лет тому назад». Глава ЦБ даже подкрепил свое заявление об особой ликвидности банков внушительными цифрами последних дней – 22 млрд. рублей поступило в московские банки за три дня прошлой недели из фонда обязательных резервов, и 700 млн. долл. Центробанк купил у банков за несколько последних дней. В целом же Сергей Игнатьев всячески поддерживал Андрея Козлова. «Считаю обвинения необоснованными, – подчеркнул он. – Все существенные решения Козлов, как мой первый заместитель, принимает с моего согласия».
Тем не менее в том, что сегодня российский рынок межбанковских кредитов лихорадит, очевидна «заслуга» ЦБ, который своими действиями по ликвидации нечистоплотных банков подорвал покой банкиров. Напомним, что все началось с майского отзыва лицензии у Содбизнесбанка. Почти через месяц пришлось «свернуться» банку «Кредиттраст» – из-за обвального закрытия счетов клиентами и отказах в межбанковских кредитах (МБК). Потом на рынке МБК началась настоящая паника – банки перестали доверять друг другу и закрывали лимиты по кредитам. В банковском сообществе поползли слухи, что у ЦБ и Федеральной службы по финансовому мониторингу есть «черный список» банков, которые подлежат ликвидации. Запахло настоящим кризисом.
Первому зампреду ЦБ Андрею Козлову пришлось устроить несколько специальных встреч с банкирами и уговаривать их не паниковать. Надо отдохнуть в выходные, перестать паниковать и прийти на работу «с холодной головой», примерно так убеждал руководителей кредитных организаций первый зампред ЦБ.
Однако банкиры не очень хорошо поддавались убеждениям Андрея Козлова. Дошло до того, что 11 июня глава Центробанка Сергей Игнатьев подробно отчитался перед президентом о работе банковской системы, подчеркнув, что она «здорова» и «значительно окрепла». Но президент все же попросил избежать в этом деле «массовых зачисток». И вот – неожиданное письмо депутатов. Так что все еще только начинается, по крайней мере для руководства ЦБ.