Полным фиаско для регионов завершилась проверка Конституционным судом положений Бюджетного кодекса, запрещающих региональным властям открывать бюджетные счета в коммерческих банках. Процесс инициировали власти Санкт-Петербурга, Красноярского края и Хакасии – с их точки зрения «насильственная» привязка бюджетных счетов к учреждениям Банка России лишает регионы права самостоятельно распоряжаться «собственными» средствами. Ну и, разумеется, дополнительного дохода, который можно было бы получить за счет процентов, которые коммерческие банки готовы платить по остаткам на счетах. В администрации Санкт-Петербурга, например, в прошлом году (тогда регионам-донорам еще позволено было размещать деньги на коммерческих счетах) заработали таким образом 250 млн. руб.
Однако подобные аргументы не сработали – функции бюджетной системы не могут быть сведены к зарабатыванию денег, отмечается в постановлении Конституционного суда. А обслуживание счетов Банком России не нарушает финансовую самостоятельность регионов, поскольку бюджет региона – не частная собственность. Он является частью единой бюджетной системы государства со всеми вытекающими последствиями, вплоть до требований к прозрачности в вопросах распоряжения средствами.
Но это еще не все. Суд пошел дальше – он решил, что действительно неконституционным является как раз таки «отсутствие правового регулирования ответственности за нарушение установленного действующим бюджетным законодательством порядка обслуживания счетов». То есть действующий кодекс оставляет без ответов весьма животрепещущие вопросы: что следует считать нарушениями финансовой дисциплины, кого за них следует наказывать и как. Между тем даже в ходе судебного процесса представители регионов не особо скрывали, что пользуются различными лазейками, для того чтобы обойти «неудобный» закон. Так, в Красноярском крае местные власти открыли счет в отделении ЦБ. Но при этом спокойно расходуют бюджетные деньги с другого, открытого уже в коммерческом банке.
«В некоторых регионах, как мы выяснили, действительно такое практикуется, – согласился с корреспондентом «НГ» судья КС Николай Бондарь. – Один бюджетный счет в Банке России для учета доходов и другой, что называется расчетный, в коммерческом. Но я даже не хочу это комментировать, это уже вопросы правоприменительной практики, которая нами не исследовалась».
Между тем теперь законодателя фактически обязали как-то вводить эту самую правоприменительную практику. Это далеко не первый случай, когда Конституционный суд буквально тычет законодателя носом в несовершенство выдаваемого на-гора законотворческого продукта. И, похоже, делает это с удовольствием.