Завтра вступает в силу новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», в котором государство отказывается от использования разрешительных механизмов при валютном регулировании. Теперь текущие операции с валютой будут осуществляться в свободном режиме, и только часть капитальных операций подпадает под ограничения. Закон представляет право ЦБ и правительству в чрезвычайных ситуациях вводить беспроцентное депонирование на срок до года в объеме до 20% при ввозе капитала, а при вывозе – на два месяца, но в полном 100% объеме валютной операции. Физические и юридические лица получают право открывать счета в иностранных банках. Все ограничения, кроме обязательного возврата в страну валютной выручки, отменяются с 1 января 2007 года, после чего валютное регулирование будет полностью либерализовано.
В принципе новый закон фиксирует сложившуюся ситуацию с валютными трансграничными операциями. Это в духе наших реформаторов – та вольница, что складывается при нежелании правительства добиться исполнения существующих нормативных актов, оформляется в виде нового закона. Так, на замечание, что с принятием нового закона крупнейшие компании страны выведут в зарубежные банки свои капиталы, нынешний первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, будучи основным разработчиком закона и тогда еще первым замглавы Минфина, с усмешкой ответил, что «у них уже все вывезено».
Предупреждение руководства Всемирного банка о чрезмерной либеральности нового закона, протесты представителей российских банков правительство проигнорировало. Банковскому сообществу удалось добиться только отсрочки на год права юридических лиц открывать счета в иностранных банках. Алексей Улюкаев не видит ничего зазорного в том, что «наш средний бизнес будет обслуживаться в российских банках, который останется их клиентом в регионах, в территориях, в глубинке». В этом случае говорить о формировании дееспособной национальной финансовой системы не приходится, то есть и мы повторим судьбу банковских систем стран Восточной и Центральной Европы.
Руководство Банка России, верное либеральным принципам, находит ограничения, устанавливаемые новым законом, чрезмерными. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев придерживается мнения, что вводимое обременение должно быть достаточно мягким. В нормативно-правовых актах – положениях, инструкциях, разъяснениях, – принятых в развитие нового закона, как обещал глава ЦБ, нормы «будут в разы слабее, чем те, которые введены законодательно», то есть чем предельные нормы, установленные в нем. Как он пояснил, что если законом установлено, например, требование резервирования на год в размере до 20% от объема соответствующей операции, то Банком России будет установлен уровень в 5–10%, и сроки могут быть меньше.
Несмотря на то что с момента опубликования закона до его вступления в силу было полгода, ЦБ не нашел возможности подготовить нормативно-правовые акты заранее, чтобы учесть интересы банков и дать им возможность подготовиться работать в новых условиях. Как говорится во вчерашнем заявлении Ассоциации российских банков, «еще более 10 актов до настоящего времени находится в стадии разработки, межведомственного согласования или регистрации в Минюсте».
В связи с новым законом и административной реформой «ранее действовавшая система таможенно-банковского валютного контроля будет существенным образом изменена», отмечает АРБ. То есть на банки, в частности, возложены функции, ранее выполнявшиеся таможенными органами. За нарушение ими нового порядка валютного контроля они могут быть привлечены к ответственности. Вчера Ассоциация российских банков обратилась к Сергею Игнатьеву с просьбой «решить вопрос о неприменении к коммерческим банкам мер ответственности на срок до 1 января 2005 года, учитывая объективную невозможность принятия банками необходимых мер по техническому и кадровому обеспечению новых функций».