Глава «Базового элемента» Олег Дерипаска главной проблемой реформы электроэнергетики считает отсутствие независимой от РАО «ЕЭС России» сетевой компании. «Безусловно, в результате реформы РАО «ЕЭС» стало лучше работать, но государство должно обеспечить равные условия всем, – заявил он. – Необходимо передать управление сетями из РАО «ЕЭС», не нарушая права акционеров и просто проведя зеркальное разделение с такими же долями». Олег Дерипаска предлагает менеджменту РАО «ЕЭС России» и представителям государства встретиться в сентябре–октябре, чтобы обсудить промежуточные результаты реформы и наметить новые цели.
По его мнению, стратегически неверным является тот факт, что реформа естественной монополии поручена ей самой. «Результаты могут быть и положительными, но они в любом случае будут в интересах этой монополии», – считает глава «Базэла». По его словам, сейчас нет ни одного государственного органа, который осуществлял бы политику государства в электроэнергетике, все осуществляет менеджмент одной компании, хоть и с государственным участием. Это не позволяет независимым производителям электроэнергии быть полноправными участниками рынка. В частности, по оценке Олега Дерипаски, «Росэнергоатом» мог бы производить на 20–25% больше электроэнергии, однако в сеть его не допустят, поэтому в увеличении мощности нет смысла. «Ни одному частному инвестору невозможно построить даже небольшую генерирующую мощность – он просто не получит доступа в сеть», – уверен глава «Базэла».
С той же самой проблемой, по его мнению, столкнутся создаваемые и приватизируемые в рамках реформы тепловые оптовые генерирующие компании (ОГК). «Зачем проводить аукционы, если ОГК придут в это же болото – инфраструктуру, – говорит он. – У нас есть примеры – «Иркутскэнерго», «Башэнерго», когда мы не можем выбрать потребителя за пределами своей системы из-за отсутствия доступа в сеть». При этом, по его словам, в настоящее время есть все условия, чтобы обеспечить независимость инфраструктуры от участников рынка. Между тем независимые производители электроэнергии зачастую работают эффективнее предприятий РАО «ЕЭС», в которых все еще сохраняется принцип финансирования по затратам. «Выясняется, что установленные мощности энергогенерации в паспортных данных занижены, – поделился он опытом. – Например, в «Иркутскэнерго» нам удалось увеличить выработку даже на гидроэлектростанции на 4% – где, казалось бы, ничего уже нельзя сделать». По мнению Олега Дерипаски, существует еще масса деталей, которые необходимо проанализировать для дальнейшей реализации реформы.
Глава «Базового элемента», которому принадлежит менее 1% в РАО «ЕЭС России», но который тем не менее представлен в совете директоров РАО, считает, что в энергохолдинге сейчас нет миноритарных акционеров. «Там есть только стратегические инвесторы – либо те, кто хочет участвовать в разделении компании, либо те, кто связан обязательствами на поставку, либо сам менеджмент. Все настоящие миноритарные акционеры оттуда сбежали».
По словам Олега Дерипаски, изначальные цели реформы электроэнергетики – избежать кризиса и преодолеть дефицит электроэнергии – сейчас уже не действуют. «Кризис выбытия мощностей, которого ждали в 2003–2004 годах, отодвинулся, вместо дефицита мы получили профицит, поэтому необходимо сформулировать новые цели», – считает он. Таковыми, по его мнению, могут быть уровень тарифов на электроэнергию и уровень участия государства.