46 долларов за тысячу кубометров – по такой цене Белоруссия будет покупать газ у России. Соответствующая договоренность достигнута вчера на переговорах в Минске. Российскую делегацию возглавлял премьер-министр Михаил Фрадков. Со стороны Белоруссии главным переговорщиком выступал лично президент Александр Лукашенко.
Несмотря на то что накануне визита заявлялось, что президенты России и Белоруссии уже обо всем договорились, дебаты в Минске оказались нешуточными. По тону заявлений членов делегацией перед основными переговорами можно было судить, что никто ни в чем не уверен. «Мы надеемся на успешное разрешение ситуации и будем делать для этого все возможное», – очень осторожно заявил Михаил Фрадков.
Переговоры по главной теме – поставкам газа – глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики и промышленности РФ Виктор Христенко начали с белорусскими коллегами прямо в аэропорту. Затем обе стороны в полном составе заседали несколько часов (в результате сбился график визита), и конкретные итоги объявили лишь вечером.
В составе делегации России в Минск отправились министр финансов Алексей Кудрин, в чьей компетенции находятся вопросы введения единой валюты в Союзном государстве, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, отвечающий за переговоры по нефти и газу, зампред ЦБ Алексей Улюкаев, а также сотрудники МИДа и МЭРТа. До самого последнего момента не было до конца ясно, поедет ли в Белоруссию глава «Газпрома» Алексей Миллер. Видимо, у чиновников и газовиков были большие сомнения в том, что с белорусами удастся договориться.
Накануне визита в Белоруссию, источники в российском правительстве оценивали вероятность подписания в Минске долгожданного соглашения по поставкам газа между «Газпромом» и «Белтрансгазом» как «высокую». Однако невозможно было узнать, о какой же цене договорились стороны в итоге. В секрете держалось и то, о чем собственно договорились президенты России и Белоруссии на недавней встрече. Сообщалось лишь, что Путин не пожелал принимать решение за «хозяйствующих субъектов», а значит, последнее слово оставалось за «Газпромом».
Про «хозяйствующие субъекты», судя по всему, была договоренность сторон, потому что Александр Лукашенко также высказался на этот счет. «Главное состоит в том, и это концептуальные вещи, что мы в будущем меньше будем касаться вопросов не своего профиля. Порой мы излишне влезаем в работу правительств и субъектов хозяйствования, а это не совсем хорошо. Президенты должны работать строго по вопросам их компетенции, там, где вопросы не могут быть решены без глав государств», – сказал он вчера. Впрочем, это заявление не помешало Александру Лукашенко активно участвовать в хозяйственных переговорах по газу.
На заседании Совета министров Союзного государства стороны обсуждали конституционный акт, вопрос о единой денежной единице и о собственности Союзного государства. Документы уже давно находятся в администрации белорусского президента, который их не подписывает. Рубль в качестве единой валюты в результате оказался фактически похоронен. В протоколе заседания зафиксировали, что «есть отставание»; известно, что белорусы не собираются вводить у себя рубль в 2005 году и обозначают примерную дату как 2007 год. Однако с 2008-го у Союзного государства уже должна быть единая валюта. Минфины двух стран подготовили также текст межправительственного соглашения о взимании НДС в торговых операциях «по стране назначения» товаров с 1 января 2005 года.
═
Минск