Центробанк вчера попытался успокоить банки, которые с прошлой недели из-за взаимных подозрений все чаще отказывают друг другу в межбанковских кредитах (кредитах на 1 сутки). Первый зампред ЦБ Андрей Козлов заявил по итогам встречи с представителями Ассоциации российских банков, что недостаток ликвидности (денежных средств) отечественном кредитным организациям не грозит. «Если снизится ликвидность, Центробанк будет рефинансировать банковскую систему в необходимых для нее объемах», – успокоил коллег Козлов. Никаких фундаментальных экономических причин для беспокойства у ЦБ нет, хотя в пятницу на рынке межбанковского кредитования (МБК) наблюдались «некоторые позывы к колебаниям», отметил Козлов.
Банковские аналитики также оценивают ситуацию пока спокойно. Как сказал «НГ» ведущий эксперт фонда «Центр развития» Дмитрий Лепетиков, оснований для масштабного кризиса нет. «Да, у отдельных банков могут возникнуть краткосрочные проблемы с ликвидностью, однако ничего системного не происходит», – считает экономист. Кризис в одном банке (Содбизнесбанке) зацепил другой банк («Кредиттраст»), но по крайней мере по отношению к «Кредиттрасту» ЦБ настроен положительно. «Мало кто из банков справился бы без потерь с ситуацией, когда для тебя фактически закрывают рынок, да еще и частные вкладчики приходят и требуют деньги», – поясняет эксперт.
Однако не все так гладко. «Сегодняшняя ситуация действительно имеет ряд сходных черт с банковским кризисом 1995 года», – отмечает ведущий эксперт агентства «Финмаркет» Андрей Лусников. Тогда долгое время ставки по МБК были относительно высокими, потом Центробанк поднял норму отчислений в Фонд обязательного резервирования и параллельно произвел разворот на валютном рынке (доллар прекратил расти, а потом был установлен валютный коридор). В результате такие заметные в то время банки, как Московский городской банк или Лефортовский банк, не смогли расплачиваться по слишком дорогим МБК и потерпели крах. «Сейчас тоже довольно долго ставки по МБК были относительно высокими – с конца апреля и весь май, – говорит Лусников. – Однако говорить о кризисе пока рано, хотя теоретически он возможен». Ситуация с ликвидностью у банков сейчас не самая лучшая, но и не катастрофическая, уверен эксперт: ставки по МБК сейчас колеблются между 10 и 15%, однако это вовсе не означает, что банки берут кредиты именно по этим ставкам.
В любом случае не стоит ждать серьезных последствий: рынок МБК не является принципиально важным для банковской системы; на нем находится всего 5–6% активов банков, отмечает Лепетиков. По его мнению, заявления ЦБ об отсутствии серьезных проблем и претензий к банкам должны успокоить участников рынка. Андрей Лусников в принципе согласен, что обещание ЦБ рефинансировать уменьшение ликвидности вполне может успокоить банки. Однако тут вопрос в механизме рефинансирования. «ЦБ может скупать валюту у банков за рубли, что он делал, например, сегодня утром, причем даже по более высокому курсу, чем от него ожидали», – предполагает эксперт «Финмаркета». Но важно и то, как он собирается рефинансировать банки: дело в том, что у ЦБ существуют ограничения по предоставлению банкам кредитов. В условиях хорошо налаженной банковской системы это не страшно: банку, не удовлетворяющему требованиям ЦБ, может дать кредит другой банк. Однако сейчас возможности межбанковского кредитования ограничены, поэтому есть риск, что кто-то из мелких средних банков все же пострадает от эпидемии недоверия на рынке МБК и от неполучения центробанковских средств.