0
885
Газета Экономика Интернет-версия

08.06.2004 00:00:00

«Мы хотим обкатать систему недоминирования «Газпрома»

Тэги: титов, газ, реформа, газпром


титов, газ, реформа, газпром Борис Титов уверен, что найдет общий язык с «Газпромом» и правительством.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

– Как вы относитесь к тому, что «Газпром» начал самостоятельно реформировать собственную структуру, не дожидаясь решений правительства?

– Это говорит о том, что «Газпром» понимает и сам рынок, и необходимость совершенствования внутреннего корпоративного управления. Это можно только приветствовать. И то, что «Газпром» декларирует и переходит на раздельный учет затрат по транспорту и по добыче и другим затратам, – очень важное и положительное движение вперед. Но тем не менее не от одного «Газпрома» все зависит. Для того чтобы реструктуризировать рынок как таковой, нужны еще и желания и возможности всех субъектов рынка, и единая точка зрения всех субъектов рынка. В рамках КРГ, объединяющего 17 участников рынка, идет постоянная выработка общей позиции по тому, как должен работать рынок газа у нас в стране и каковы переходы к этому рынку газа. Мы идем по этому пути, и мы почти согласовали документ с рабочим названием «Модель рынка газа». Я думаю, мы в ближайшее время выйдем на наблюдательный совет КРГ на утверждение этой модели.

– Речь идет о двухсекторной модели газового рынка, когда часть газа продается по фиксированным ценам, а часть по свободным?

– Да. При этом надо сказать, что это достаточно социально-ориентированный вариант, потому что население остается на регулируемом рынке. То есть государство на первом этапе должно определять цены для населения. Надо понимать, что двухсекторная модель – модель перехода, в конечном итоге наша цель – это свободный рынок газа.

– Борис Юрьевич, а вы не боитесь, что получится в итоге три разных модели реформирования газовой отрасли – одна, разрабатываемая Минэкономразвития, вторая, подготовленная КРГ, и третья газпромовская – и соединить их вместе будет практически невозможно?

– Мы не боимся дискуссий. Мы вырабатываем точку зрения участников рынка на то, как должен этот рынок работать. Мы готовы учесть социальные моменты или то, что нам подскажет правительство. Что касается «Газпрома», то «Газпром» разрабатывает стратегию развития рынка и своей компании. Мы ведем с ними консультации по этому поводу. И насколько мы сейчас понимаем, больших расхождений у «Газпрома» с тем, что разрабатывается в качестве модели рынка в рамках КРГ, нет.

– Есть такое мнение, что при существующей монополии «Газпрома» говорить о свободном рынке достаточно сложно.

– Действительно, при том, что есть один большой игрок на рынке, а остальные маленькие, существует потенциальная угроза того, что он будет манипулировать ценами. А рынок не может существовать при доминировании одного из участников. Чтобы этого не допустить, мы вырабатываем специальные схемы, используя опыт зарубежных стран. В Англии вводились ограничения на «Бритишгаз» по торговле газом, по транспортировке газа. Например, их заставляли брать обязательства, чтобы на рынок выходило не менее определенного объема газа других производителей. Сегодня мы предлагаем начать свободный рынок с небольших объемов. Допустим, 5 миллиардов кубометров газа «Газпрома» плюс 5–10 миллиардов кубометров независимых производителей. И вот на этом малом рынке мы хотим обкатать систему недоминирования «Газпрома». Мы предлагаем создать независимую торговую площадку, которая будет независима ни от одного из участников. И определить систему торгов, при которой ни «Газпром», ни другие участники рынка никак не могли бы влиять на конечную цену. Мы на 100% уверены, что если по этому пути пойти, то «Газпром» не будет доминировать на рынке. Кроме того, даже на этих небольших объемах будет ясна пропорция спроса и предложения и даже через эту небольшую площадку мы сможем выйти на определение, какова же сегодня фактическая цена газа.

– Очевидно, что цены на свободном рынке будут выше, чем тарифы, установленные правительством. Нет ли риска того, что газ по свободным ценам просто не найдет покупателя?

– Дело в том, что сегодня есть новые потребители, которым не хватает газа и которые не получают в полном объеме газ по регулируемым ценам. Они вынуждены покупать газ на свободном рынке у независимых или с повышающим коэффициентом у «Газпрома». Но установление цены на этот газ не прозрачно, там нет реальной торговой системы установления реального спроса и предложения. В основном это какие-то полупрозрачные сделки с какими-то структурами, которые имеют доступ к сети, или с независимыми, которых постоянно лихорадит, потому что фактического, постоянного, реального и нормального доступа к сети нет.

– Доступ к газотранспортной сети – один из самых важных вопросов, поскольку независимые производители говорят о постоянной дискриминации со стороны владельца сетей – «Газпрома», который не пускает их в «трубу».

– А «Газпром» кивает на сеть, все время говорит, что у них не хватает мощностей. Проблемы реальные есть по мощности сети, но надо правильно оценить их и надо правильно найти пути их решения. Вместе с тем «Газпром» мог бы, как нам кажется, на малых объемах, чтобы выйти на свободный рынок, обеспечить безусловный доступ на 5–10 миллиардов кубометров газа для независимых. А доступ для больших объемов должен определять пока в соответствии с теми нормами, которые существуют и вместе с «Газпромом». Надо добиваться выполнения действующего законодательства. С другой стороны, мы разрабатываем в рамках модели рынка газа некие новые подходы к доступу. В частности, мы говорим о том, что доступ должен быть нескольких видов: доступ потребителя и доступ производителя, доступ долгосрочный и среднесрочный. Есть доступ инвестиционный, при котором компания участвует в развитии сети и получает безусловный доступ к отдельным участкам для транспортировки. В дальнейшем, когда рынок уже начнет функционировать, постепенно, даже на малых объемах, потом на все больших и больших, мы считаем, что некие саморегулируемые организации, возможно, и КРГ, могут взять на себя контроль за доступом.

– Вы можете назвать конкретные сроки, когда ваша модель рынка газа может быть запущена, и что для этого необходимо?

– Мы считаем, что со своей моделью мы обратимся в правительство и попросим их утвердить ее в качестве базовой. Затем мы должны будем совместно со всеми участниками рынка, совместно с правительством начинать работу над конкретными деталями, то есть прописывать сетевой кодекс, формировать предложения по тарифам и так далее. С этими текстами мы еще раз придем в правительство, и тогда это уже будет окончательное утверждение концепции реформирования. Модель мы доделаем, надеюсь, уже этим летом. Выйдем в правительство, надеюсь, до осени, и, надеюсь, до конца года уже какие-то постановления будут приняты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2025
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1293
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
958
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1260

Другие новости