Глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон нашел во Владимире Потанине внимательного слушателя.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
О том, как стимулировать популярность среди российских предпринимателей корпоративного управления говорили вчера на первой международной конференции «Корпоративное управление и экономический рост в России». Так президент группы Всемирного банка Джеймс Вулфенсон отметил, что во всех странах системы управления должны опираться на четыре принципа - прозрачность, подотчетность, справедливость и ответственность. Однако большей частью обсуждение свелось уже по традиции к проблеме прозрачности российских компаний.
Первым об этом упомянул премьер-министр РФ Михаил Фрадков. Серые зарплатные схемы, заявил он, не вписываются в корпоративное управление. Но это только часть сокрытия информации: даже крупные компании, с грустью отметил премьер, не всегда раскрывают сведения о собственниках, а также осуществляют не всегда законные операции через офшоры. В социальной сфере, отметил Фрадков, «все должно быть по-честному, а значит, по закону». Инвестиции, резюмировал он, невозможны без доверия.
С этим согласился президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер. «В России очень низкий уровень доверия между инвесторами, банками и компаниями», – констатировал Лемьер, также отметив, что информация о владельцах компаний раскрывается недостаточно. Кроме того, иностранных инвесторов очень беспокоят отношения между крупными акционерами российских компаний, являющихся одновременно менеджерами, и миноритариями.
Однако представители бизнеса напомнили, что проблема заключается не только в желании компаний оставаться в тени. «У компаний должны быть стимулы к отказу от серых схем, но должно быть встречное движение со стороны государства и бизнес-сообщества», – заявил председатель Национального совета по корпоративному управлению, президент компании «Интеррос» Владимир Потанин. Сейчас те, кто добровольно выходит из тени, оказываются в худшем положении, чем конкуренты, да еще и пользуются повышенным вниманием со стороны проверяющих органов. Поэтому, считает Потанин, государство должно «жестко карать» тех, кто не собирается выходить из тени, и поощрять тех, кто выходит. То же самое касается раскрытия информации о собственниках: если компания это делает, то к ней, как ни странно, относятся негативно, что тоже тормозит переход к прозрачности бизнеса.
Что касается осуждения властями офшоров, то глава «Интерроса» напомнил журналистам, что многие организации используют офшоры для упрощения инвестиций. «У нас тоже есть такие инструменты инвестиций, они все известны налоговым органам и являются вполне открытыми и технологичными», – заявил Потанин, добавив, что в то же время в качестве ухода от налогов офшоры использоваться не должны.
Глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин высказался за увеличение полномочий госорганов в части раскрытия информации, заявив, что контроль за раскрытием информации, а также ответственность за ее утаивание должны быть более суровыми. «В США регулятор может уничтожить любого директора, в России контроль регулятора в части раскрытия информации достаточно ограничен», – посетовал Вьюгин. Кроме того, глава ФСФР пообещал решить вопрос о защите интересов институциональных инвесторов, роль которых будет все больше из-за развития накопительной пенсионной системы и ипотеки, а также изменить законодательство в целях контроля за недружественными поглощениями.
В свою очередь, председатель американского Совета по надзору за финансовой отчетностью акционерных компаний Уильям Макданоу призвал российских коллег строже следить за частным бизнесом. «Мы будем каждые три года проводить тщательные ревизии крупных американских корпораций, – поделился планами Уильям Макданоу. – Я предлагаю российским коллегам более жестко надзирать за предприятиями». Правда, в этом случае бизнес потребует равных условий для частных и государственных компаний, а то, что российские монополии непрозрачны, с беспокойством отмечали и Владимир Потанин, и Жан Лемьер.