Алжиру понравились российские «МиГи».
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
В начале недели СМИ поспешили распространить сообщения испанского информагентства ЭФЭ о скором подписании российской самолетостроительной корпорацией «МиГ» контракта с Алжиром на поставку в североафриканскую страну 50 истребителей МиГ-29. Экспертами и обозревателями контракт характеризуется как прорывной как для российского авиаэкспорта на Африканский континент в целом, так и прежде всего для самой компании, имеющей право самостоятельного ведения ВТС с иностранными государствами без посредничества «Рособоронэкспорта». Речь идет о суммах около 1,5–1,8 млрд. долл., и о перспективах увеличения числа закупок в дальнейшем до 150 самолетов, что в совокупности может перекрыть выручку «Рособоронэкспорта», в прошлом году превысившую 5-миллиардный показатель.
Как отмечает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, «контракт с Алжиром станет самой крупной в истории российского экспорта оружия сделкой по продаже МиГ-29». Сумма подписанного в январе этого года в Дели соглашения о продаже авиагруппы для авианосца «Адмирал Горшков» составляла 732 млн. долл. По мнению Макиенко, если контракт с Индией не дал «МиГу» умереть, то алжирский может вывести корпорацию в лидеры отечественного авиапрома.
В самой компании от любых комментариев отказываются. Пресс-секретарь РСК Юрий Черваков заявил «НГ»: «Мы очень дорожим репутацией среди партнеров по ВТС и конфиденциальность соблюдаем всегда». Невыгодна утечка – кстати, уже вторая за последние несколько месяцев – о договоренностях и традиционно закрытой алжирской стороне. При этом обращает на себя внимание тот факт, что обнародованные параметры несколько завышены. По оценке экспертов «НГ», стоимость МиГ-29 СМТ, о партии которых идет речь в сообщениях, никак не может составлять более 20 млн. долл. И это с учетом работ по модернизации. Поэтому говорить о миллиардных суммах здесь не приходится.
Между тем, как сообщил источник в компании, некоторое время назад на брифинге с ограниченным составом участников гендиректор «МиГа» Валерий Торянин обмолвился о попытках сместить его с должности. И появление в прессе в такой момент сведений о блестящих экспортных перспективах «МиГа» может быть выгодно именно Торянину. Ведь в таком случае попытки отстранения руководителя госкорпорации без публичного скандала не обойдутся. Как тут не вспомнить ситуацию с его предшественником на посту главы «микояновской» фирмы Николаем Никитиным, снятым с должности в ноябре 2003 года – накануне уже упоминавшегося индийского контракта. До сих пор тянется судебный процесс о незаконности увольнения Никитина и восстановлении его в должности.
Конечно, утверждать, что такая подоплека реальна, нельзя. Но не всегда оправданная информационная закрытость российского ВТС дает почву для подобных версий. Что же касается контрактов с Алжиром, то переговоры ведутся уже несколько лет и пока никаких конкретных соглашений не подписано.