Пожар в Манеже выявил удивительный факт - оказывается, этот памятник архитектуры даже не был застрахован.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Видимо, Манежу нужно было сгореть, чтобы стало известно о том, что он не был застрахован, и даже неизвестно, кому точно по закону принадлежал. Видимо нужно было, чтобы в «Трансваале» обрушилась кровля, чтобы люди поняли – строительное страхование не такая уж бесполезная вещь. Сразу после трагедии на страховом рынке наблюдался всплеск, однако продолжался он недолго, и значительного увеличения клиентов у страховых компаний все-таки не произошло. Кроме того, как сказал «НГ» руководитель дирекции по страхованию строительного комплекса компании «ГЕФЕСТ» Владимир Карюкин, хоть общественный резонанс в строительной среде и был очень широким после «Трансвааля», «от готовности обсуждать проблемы строительного страхования до готовности платить деньги у нас далеко. Нельзя сказать, что количество клиентов резко увеличилось. Рост объемов страхования происходит, но постепенно, видимо, вместе с изменением менталитета строительного бизнеса». По словам Владимира Карюкина, проблема состоит еще и в том, что сами строители мало знают о возможностях страхования. Проектные организации часто используют договор страхования ответственности формально – для получения или возобновления лицензии. В этой области есть и еще один недостаток – отсутствие страхования строительных объектов уже на стадии их эксплуатации – пока что государственному бюджету это не под силу, говорит Владимир Карюкин.
Недостаточная распространенность страхования строительно-монтажных рисков в России некоторые специалисты связывают с отсутствием соответствующей культуры в стране. В частности, как говорит руководитель Центра продаж юридическим лицам Страхового дома ВСК Роман Фролов, отсутствие должного развития «обусловлено низким уровнем страховой культуры, недоверием к финансовым институтам и надежде на традиционное русское авось. Однако существует также еще один немаловажный аспект – страхование строительно-монтажных рисков на территории России – вещь исключительно добровольная. Лишь в Москве для получения разрешения на строительство требуется представить в инспекцию Госархстройнадзора полис страхования строительно-монтажных рисков и ответственности при производстве строительно-монтажных работ». Возможно, в частности, и поэтому, несмотря на произошедшую трагедию с аквапарком «Трансвааль», бума на рынке не наблюдается. «Единственное, что можно отметить, – это ряд обращений со стороны архитектурных и проектировочных компаний по поводу страхования их профессиональной ответственности», – сказал Роман Фролов.
Начальник отдела страхования технических рисков Управления страхования от огня и сопутствующих рисков компании «Ингосстрах» Милан Динец согласен с тем, что страхование строительно-монтажных рисков все еще недостаточно распространено в нашей стране. «Во многих случаях, когда нет дополнительных побуждающих факторов, этот вид страхования игнорируется и застройщиками, и строительными организациями. Собственники задумываются о страховании здания, только когда оно уже построено. Часто приходится выслушивать обращение клиентов с просьбой застраховать строящееся здание уже на этапе отделки, незадолго перед сдачей. Бывают ситуации, когда полис строительно-монтажного страхования приобретается в силу необходимости, например, для получения разрешения на строительство в Москве, или если обязанность застраховать строительство предусмотрена договором подряда, или по требованию кредитной организации, финансирующей строительство», – говорит Милан Динец.
Стоит отметить, что при довольно халатном отношении к страхованию строительства страховые случаи при возведении зданий случаются достаточно часто. Впрочем, большая часть из них ведет к незначительному ущербу. Однако, как отмечает Милан Динец, случаются и крупные убытки, возмещение которых исчисляется миллионами долларов. По данным Милана Динеца, страхование строительно-монтажных работ охватывает всего лишь около 5% от числа строящихся объектов в РФ, но проверить их сложно, какой-либо государственной статистики на этот счет не ведется. «Как правило, застрахованными являются те из них, что строятся за счет средств бюджета (они страхуются в обязательном порядке) либо за счет средств зарубежных инвесторов. Ситуация со страхованием строительно-монтажных рисков в Москве и регионах несколько отличается, хотя бы потому, что Москва прочно держит позиции лидера и по объемам инвестиций в строительство. По своему опыту можем сказать, что все крупнейшие строительные компании, работающие в Москве на объектах транспортного строительства, страхуют как строительно-монтажные работы, так и гражданскую ответственность, а кроме того – персонал, технику и многое другое», – говорит Милан Динец. По его словам, в регионах востребованность строительного страхования гораздо ниже, но и там ситуация начинает меняться к лучшему, особенно там, где речь идет о крупных проектах. Небольшие же частные строительные компании предпочитают пока по-прежнему надеяться на авось.