Коренным образом изменить ситуацию с жильем для военных твердо решило российское правительство. В понедельник Министерство экономического развития и торговли внесет в Госдуму окончательно доработанный законопроект о накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военных.
Разговоры о необходимости этой системы велись в кулуарах правительства уже давно, но только в марте 2004 года чиновники начали готовить законопроект в рекордные сроки. Такую спешку премьер-министр Михаил Фрадков объяснил тем, что 136 тысяч семей военнослужащих сейчас ждут квартиры, и традиционными методами этот вопрос не решить; в то же время переход на профессиональную армию без этого невозможен. Министр экономического развития и торговли Герман Греф дополнил мрачную картину: если не провести реформ, то эти 136 тысяч семей будут ждать квартиры еще 40 лет.
Новая система не отменяет прежней: вступить в нее смогут лишь военнослужащие, заключившие контракт не раньше 1 января 2005 года. Схема накопления такова: на каждого военного заводится именной накопительный счет. Ежегодно на него переводится определенная сумма. Как предполагается, в 2005 году она составит 37 тысяч рублей, а потом будет индексироваться в соответствии с ростом инфляции, при этом и рядовой, и генерал будут получать одинаковую сумму. Эти накопления будут инвестированы по примеру пенсионных денег: государство по конкурсу выберет для них три негосударственные управляющие компании. Прослужив не менее 20 лет, военный сможет забрать эти деньги и купить квартиру – по расчетам чиновников примерно в 54 квадратных метра исходя из среднероссийской цены 11 800 рублей за квадратный метр. Кроме того, отслужив 3 года, военный сможет вступить в ипотеку, причем выберет банк и будет выплачивать проценты государство. «Банки в очередь станут для выдачи этих кредитов, это же мечта – такой надежный заемщик», – считает Греф. Накопления принадлежат государству; увольняясь из Вооруженных сил менее чем через 10 лет, человек теряет все накопленные на счете деньги, увольняясь позже 10, но меньше чем через 20 лет, – в зависимости от причины ухода со службы.
Новую систему полностью поддержали и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, и министр обороны Сергей Иванов. Нынешняя система предоставления жилья провоцирует увольнение из Вооруженных сил; предложения МЭРТа, напротив, побуждают военных служить как можно дольше. Герман Греф считает предложенную систему очень хорошей, поскольку здесь «интересы людей и государства совпадают». Чиновники надеются, что уже на второй год введения новой системы обеспечения жильем в ипотеку вступят 85% военных. Накопительно-ипотечная система вообще должна стать значительно лучше, чем сегодняшняя система жилищных сертификатов, по которым военнослужащий часто все равно не может получить квартиру, не дав взятки, и тем более – чем прежняя система, при которой Минобороны само строило дома и само их распределяло. «Мы уводим эти деньги от чиновников, это очень важно», – убеждал Герман Греф после рассмотрения вопроса скептически настроенных журналистов.
Второй вопрос, рассмотренный вчера на заседании кабинета министров, был также представлен МЭРТом и связан с административной реформой. Ведомство Грефа предложило отменить лицензирование более 50 видов деятельности. На настоящий момент лицензия – всего лишь входной билет на рынок. И, купив этот билет, можно делать что угодно, говорит Греф. Поэтому МЭРТ предлагает отменить лицензирование в тех сферах, где не может быть нанесен ущерб здоровью граждан, безопасности государства, где нужно получать несколько лицензий или существует саморегулирование.
Так, предлагается отменить лицензирование производства авиатехники, хранения и переработки нефти и газа, производства медицинской техники, перевозок легковыми автомобилями, туроператоров, кинотеатров, аудиторов. Лицензия должна выдаваться не за 60, а за 45 дней, а вся информация о необходимых лицензиях должна быть открытой и доступной. Соответствующий законопроект премьер предложил доработать в течение месяца – с участием Виктора Христенко и Сергея Шойгу, чтобы учесть все возможные негативные «технологические» последствия.