Рост цен на нефть становится основным событием мировой экономики. Еще немного, и они установят исторические максимумы и тогда нефть действительно станет «черным золотом». По итогам торгов прошлой недели на Лондонской бирже стоимость барреля нефти марки Brent достигла 38,49 долл., что стало самым высоким показателем с октября 1990 года. В Нью-Йорке цены еще выше – баррель нефти Light Sweet превысили 41 долл., что также является максимумом после октября 90-го года (тогда Ирак вторгся в Кувейт). По прогнозам некоторых экспертов, это еще не предел – нефтяные цены уже в этом году могут достигнуть 70–80 долл. за баррель. Причин для такого роста несколько, причем в основном они носят спекулятивный характер.
«В принципе, наверное, можно объяснить то, что цены растут, тем фактором, что, во-первых, это определенная спекулятивная игра, во-вторых, тем, что сейчас многие страны пытаются увеличить запасы нефти», – сказал «НГ» ведущий аналитик агентства «Финмаркет» Андрей Лусников. «Рост цен вызван прежде всего нестабильностью, которая сложилась на Ближнем Востоке, то есть террористическими актами в Ираке, расстрелом рабочих в Саудовской Аравии. Далее, каждый день очень негативно действуют на рынок заявления различных высокопоставленных лиц ОПЕК. Обстановка нервная, накаленная и поэтому цены растут. Это спекулятивная составляющая», – считает старший аналитик по нефти и газу компании «Финам» Марина Лукашева.
Однако помимо этих краткосрочных факторов есть более серьезные и фундаментальные процессы, которые также не дают падать нефтяным ценам. Прежде всего это рост мировой экономики, в том числе и ее лидера – США. При этом еще большее влияние может оказать на нефтяной рынок Китай. «Конечно же, потребление нефти в Китае это важный фактор. В отчете Международного энергетического агентства (МЭА), который недавно появился, говорится об этом достаточно много. В соответствии со статистикой потребление в Китае сейчас растет очень высокими темпами. И МЭА заключает, что это один из главных, если не самый главный фактор того, что сейчас спрос на нефть очень высок», – говорит Андрей Лусников. Китай уже вышел на второе место в мире по объемам потребления нефти (на его долю приходится уже около трети мирового спроса), и темпы прироста этого потребления не снижаются, а собственных запасов у страны недостаточно.
По прогнозам Министерства торговли КНР, в ближайшие 10 лет импорт нефти в страну будет расти на уровне 10% в год (за предыдущие 10 лет этот показатель составил около 7%). Стоит отметить, что в целом потребление ресурсов в КНР растет темпами, опережающими темпы роста ВВП. Так, по данным официальной статистики, за последние 50 лет ВВП вырос в 11 раз, а потребление минеральных ресурсов в 41 раз. По оценкам экспертов, к 2010 году половина всего китайского нефтепотребления будет обеспечиваться за счет импорта.
Россия из этого могла бы извлечь немало выгоды, но, судя по всему, отечественное правительство не горит желанием поставлять нефть в Китай. Проект нефтепровода Ангарск–Дацин, который разрабатывал ЮКОС, практически заморожен, решения правительства, как пойдет нефтепровод – на Дацин, на Находку или на Находку с ответвлением на Дацин, – пока нет. «Это вопрос непростой, строительство нефтепровода требует очень больших инвестиций, необходимо учитывать и экологическую тему», – считает вице-премьер Александр Жуков.
Между тем таких бы проблем и чиновников не было бы, если частным компаниям разрешили строить трубопроводы, тогда за неудачи отвечали бы сами инвесторы. Но позиция премьер-министра Михаила Фрадкова состоит в том, что частных трубопроводов в Росси не должно быть. Возможно, с политической точки зрения это оправданно, но с точки зрения экономики это вряд ли объяснимо. Пока российские чиновники думают, место на рынке Китая будет занято.