Герман Греф с оптимизмом смотрит в сторону Европы.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера Россия и Евросоюз согласовали протокол о распространении оглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с ЕС на 10 новых членов союза (напомним, что 1 мая этого года в ЕС вступают Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Чехия, Словакия, Словения и Венгрия). Прибыв в Москву, председатель Еврокомиссии Романо Проди заявил, что у его визита «много целей, но основная – это обсуждение предстоящего расширения ЕС». Завершившие вчера переговоры с ЕС российские чиновники ставят себе в заслугу, что европейцы вообще согласились обсуждать с нами потери последних от расширения Евросоюза. Ведь Россия не член ВТО и формально не имеет права претендовать на компенсацию убытков от ухудшения доступа ее товаров на рынки. Министр экономического развития Герман Греф очень оптимистично оценил итоги работы с европейской делегацией: по его мнению, теперь экономического ущерба Россия от появления в ЕС новых членов не понесет.
Еще накануне визита еврокомиссаров было известно, что почти по всем спорным вопросам удалось более или менее договориться. Прежде всего речь идет об экспорте российской стали – европейские квоты на поставки расширены с учетом наших поставок на рынки новых членов Евросоюза. Поднимался вопрос и о том, чтобы российские компании не теряли уже заключенные контракты. Этот принцип удалось отстоять и в вопросе поставок новым членам ЕС российского ядерного топлива. Кроме того, Евросоюз не будет ограничивать российский экспорт алюминия и сельхозпродукции.
Первый в истории визит главы Комиссии ЕС Романо Проди и семи еврокомиссаров проходил в очень жестком графике. В 9.30 утра комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами начал переговоры с министром экономического развития и торговли Германом Грефом. В полдень они переместились на ланч. За ним последовал ряд двусторонних встреч. Потом все комиссары во главе с Романо Проди направились в Белый дом, где в половине третьего начали беседовать с премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым. По словам премьера, на встрече стороны обсуждали «урегулирование российских озабоченностей в связи с расширением ЕС». Также Фрадков познакомил Проди с министрами и даже рассказал о преобразованиях в российском правительстве. А потом европейские гости отправились в Кремль на встречу с президентом Владимиром Путиным. Но и на этом программа еще не закончилась – например, вечером Лами и Греф вновь продолжили общение в здании МЭРТа на Овчинниковской набережной.
До встречи Романо Проди с президентом РФ Владимиром Путиным российские официальные лица избегали деталей и точных формулировок. Например, на совместном подходе к журналистам Лами и Греф говорили исключительно общими фразами, обещая, что все детали станут ясны после обеда. «Мы достигли договоренности по вопросу подписания протокола о расширении ЕС. Думаю, что она устраивает обе стороны», – заявил Герман Греф. В частности, России и ЕС удалось согласовать многострадальный вопрос по Калининградскому грузовому транзиту. Это «каверзный и сложный вопрос», – отметил Лами, «и еще два месяца назад названный нерешаемым», – с улыбкой добавил Герман Греф. Кстати, еще за день до приезда еврокомиссаров в Москву российские переговорщики признавались, что по этому вопросу еще предстоит работа. Правда, договоренность по Калининграду еще носит общий характер. «Мы договорились о принципах и о том, что проблема должна быть решена, технические переговоры еще предстоят», – уточнил Герман Греф. «Как вы оцениваете потери России от расширения ЕС?» – спросили него журналисты. «Оптимистично», – лаконично ответил министр. «В 1 доллар?» – не отставали корреспонденты. «Меньше», – уточнил Греф. Напомним, еще несколько месяцев назад Греф называл цифру ущерба от расширения ЕС в 150 млн. долл.
Кроме протокола о распространении СПС на 10 новых членов ЕС Лами и Греф подробно обсуждали и вступление страны в ВТО. Тут стороны также с удовольствием демонстрировали достигнутый прогресс, хотя о конце переговоров речь по-прежнему не идет. «Мы серьезно сократили перечень разногласий и обозначили интенсивный график дальнейших консультаций», – сказал Греф.