Вчерашний день в российской власти прошел «под сенью леса». В Думе депутаты активно обсуждали проект Лесного кодекса, а премьер-министр Михаил Фрадков после длительной паузы наконец-то назвал фамилию руководителя Федерального агентства по лесному хозяйству. Особой сенсацией эта новость не стала. Как и предполагалось раньше, рулить лесной отраслью будет Валерий Рощупкин, экс-заместитель министра природных ресурсов Виталия Артюхова и руководитель Государственной лесной службы.
Теперь в новом качестве Рощупкину придется, не откладывая дело в долгий ящик, заниматься проблемой лесов. Ведь претензий к Лесному кодексу, который вот-вот должен поступить в Думу, достаточно даже в головном Министерстве природных ресурсов. Как заявил вчера в Думе замминистра природных ресурсов Юрий Шуваев, в законопроекте «недостаточно четко урегулированы отношения собственности на леса». В частности, не установлен порядок и критерий разграничения собственности на леса, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Кроме того, документ устанавливает право передачи участков леса в собственность арендатора по истечении 15 лет, при этом предполагаемая выкупная цена участка, равная десятикратному размеру арендной платы, занижена как минимум в два раза.
Законопроект, по мнению замминистра, не определяет критерии экономически обоснованного начального размера арендной платы и тем самым не стимулирует организаторов аукциона к увеличению размера платы за предоставление правом пользования лесными участками по результатам торгов. Эти обстоятельства не позволят государству как собственнику леса извлекать максимальный лесной доход от лесопользования, уточнил Шуваев.
В гораздо более жестких выражениях проект Лесного кодекса критикуют и «зеленые». Как рассказал «НГ» координатор лесной программы «Гринпис» России Алексей Ярошенко, «проект нового Лесного кодекса создает серьезные проблемы для работы легального лесного бизнеса. Но при этом возникает множество «дыр», благодаря которым серьезно облегчится положение нелегальных и полулегальных лесозаготовителей. Например, кодекс полностью уничтожает систему разрешительных документов при аренде на срок до одного года – и таких примеров вообще множество. Так что задел для хищнической и слаборегулируемой эксплуатации лесов действительно создается». «Практически все лесные специалисты однозначно признают, что такой проект принимать нельзя – нужно еще довольно большое время на его доработку и желание разработчиков прислушаться к критике. Эту точку зрения разделяют не только природоохранные общественные организации, но и многие лесопромышленники, лесничие, специалисты региональных администраций, ученые и многие другие, добавляет Ярошенко.
Российский «Гринпис» питает определенные надежды на улучшение ситуации с приходом Валерия Рощупкина к управлению лесами страны. Как рассказал «НГ» Алексей Ярошенко, вспоминая о деятельности Рощупкина в МПР, «с приходом к руководству Лесной службой МПР Валерия Рощупкина ситуация (в лесной отрасли. – «НГ») стала несколько исправляться. Нельзя сказать, что произошли очень серьезные улучшения, но по крайней мере «вертикаль власти» внутри лесной службы была частично восстановлена, текущие проблемы стали отчасти решаться». Ярошенко, однако, оговаривается, что «проблема Рощупкина в течение всего времени его нахождения на посту Лесной службы МПР состояла в том, что сам он не был специалистом по лесному хозяйству и при этом не располагал грамотными и современно мыслящими заместителями, реально представляющими себе современные проблемы лесной отрасли страны. К сожалению, Рощупкин не решился на радикальное обновление части высшего руководящего состава Лесной службы (возможно, в силу каких-то административных причин он не мог этого сделать). Для того состава руководства Лесной службы и под тем руководством, которое имелось в самом министерстве (Артюхов), он сделал почти максимум, учитывая, что почти ничего сделать было нельзя».
Поэтому нельзя и прогнозировать, каков будет результат его работы в новом качестве – хотя в сложившейся ситуации решение о его назначении главой федерального агентства следует считать наиболее правильным. Как говорит сотрудник «Гринпис», «очень многое будет зависеть от того, каков будет кадровый состав других руководителей этого ведомства – в нынешней Лесной службе есть весьма грамотные люди».