Виктор Христенко (второй справа) неожиданно для себя встал вровень с премьер-министрами стран ЕврАзЭС.
Фото Reuters
В пятницу, 27 февраля, Виктор Христенко совершил первый зарубежный визит в качестве и.о. премьер-министра России. Он принял участие в девятом заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Алма-Ате, где в числе прочего провел переговоры по энергетическим вопросам с главами правительств Белоруссии и Казахстана.
Однако первым делом Христенко сделал заявление о планах правительства. Как пообещал и.о. премьера, программа реформ, утвержденная президентом, будет выполнена, при этом «темпы снижены не будут, возможно, даже будут увеличены». Немного позже, на встрече с журналистами, Христенко уточнил, что это касается административной реформы, «которая не имеет отношения к перетряске кабинета» и предусматривает пересмотр позиции чиновника в участии управлением экономикой. Кроме того, по мнению и.о. премьера, особенно важными являются реформы электроэнергетики и железнодорожного транспорта, в которых необходимо сохранить нынешний, «достаточно активный» темп, а также изменения в социальной сфере, направленные на адресность социальной политики.
Во время этого визита стало ясно, что российско-белорусские проблемы с топливом близки к решению. По словам и.о. премьера, переговоры с Белоруссией по газу, нефти и нефтепродуктам «ни на день не прекращались», и по многим из этих вопросов достигнут «очевидный прогресс». Кстати, по сообщению источника в российском правительстве, Белоруссии пришлось согласиться на цену 46 долларов за 1000 кубометров газа, и подписание соответствующего контракта теперь – дело времени. Правда, как заявил журналистам Виктор Христенко, «газовая тема выглядит менее успешно», чем тема «Транснефтепродукта», по которому все документы уже находятся в заключительной фазе. Вопросы же газа находятся «в русле переговоров хозяйствующих субъектов, которые и должны закрыть потребности Белоруссии в газе на 2004 год». Эту тему Христенко и премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский обсудили, чтобы «придать ей дополнительный импульс».
Правда, судя по заявлениям белорусского премьера, Минск понимает грядущие договоренности иначе: как заявил Сидорский по возвращении в белорусскую столицу в субботу, речь пойдет о передаче «Газпрому» акций «Белтрансгаза» в обмен на возвращение к вопросу о предоставлении газа по внутрироссийским ценам. К тому же Минск настаивает на том, чтобы вернуться к переговорам на правительственном уровне, а не на уровне хозяйствующих субъектов. Тем более что по «Белтрансгазу», как с удовлетворением отметил в Алма-Ате Христенко, уже есть понимание, что Россия и Белоруссия будут участвовать в нем «на паритетных началах». Как подчеркнул российский премьер, «речь идет только о структуре собственности 50 на 50%». Теперь предстоит процедура оценки активов «Белтрансгаза» с участием аудитора, причем последний должен устраивать обе стороны. Это должно произойти в течение двух месяцев.
Тем временем газ в Белоруссию будут поставлять независимые поставщики. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце прошлой недели «Белтрансгаз» заключил договор на март с «Транс Нафтой». Газ в Белоруссию также будет поставлять в марте НГК «ИТЕРА» в рамках контракта на поставку в этом году 6,8–7,2 млрд. куб. м топлива, заключенного в конце 2003 года. «В феврале поставки «ИТЕРЫ» были прекращены из-за выборки предусмотренного на месяц объема. В марте «ИТЕРА» возобновит поставки в Белоруссию», – сообщил Интерфакс.
Белорусско-российские отношения на переговорах в Алма-Ате были, пожалуй, наиболее проблемными. С прочими странами СНГ подобных проблем не оказалось. Так, Христенко долго и с удовольствием рассказывал о переговорах с казахским премьером и о договоренностях в рамках ЕврАзЭС, которые почти целиком касались хорошо знакомых и.о. премьера энергетических вопросов. Уже запущен проект по введению в эксплуатацию киргизской и таджикской гидроэлектростанций и по поставке их электроэнергии в Россию, в районы южной Сибири. Кроме того, Россия и Казахстан договорились об объемах добычи нефти до 2020 года, а также, подчеркнул Христенко, договорились о возможности транзита казахстанской нефти на экспорт через Россию.
Алма-Ата–Москва