Глава РЖД Геннадий Фадеев начал активно формировать кредитный портфель.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В конце прошлой недели руководство компании «Российские железные дороги» (РЖД) провело предварительные переговоры со Всемирным банком (ВБ). Вице-президент ОАО «РЖД» Анна Белова беседовала с директором ВБ по России Джулианом Швайцером, руководителем Транспортной программы ВБ по России Беном Айбергеном и специалистом по транспорту Лу Томпсоном. Как сообщают в РЖД, в ходе переговоров обсуждалось создание совместной инвестиционной программы, в которую может войти ряд различных проектов.
По словам Джулиана Швайцера, ВБ готов предоставить ОАО "РЖД" заем. По некоторым данным, его размер может составить до 1 млрд. долларов сроком на 5 лет. Со своей стороны, чтобы получить такой кредит, РЖД придется предоставить ВБ программу реструктуризации железнодорожного транспорта на ближайшие 5–10 лет, а также общую инвестиционную программу и программу модернизации на этот же срок. Кроме того, ВБ требует для этого займа государственных гарантий. Очевидно, российское правительство такие гарантии предоставит: представители ВБ уже встречались с президентом РФ Владимиром Путиным, а в конце января президент ВБ Джеймс Вулфенсон и премьер-министр Михаил Касьянов обсуждали возможность инвестиционного займа в целях развития транспортной и социальной инфраструктуры.
Пока же РЖД изо всех сил демонстрирует собственную инвестиционную привлекательность. Как заявил вице-президент РЖД Федор Андреев, к 2005–2006 году компания собирается увеличить чистую прибыль до 1 млрд. долл. В 2004 году чистая прибыль РЖД составит около 8 млрд. рублей (280 млн. долларов). Однако кроме явных плюсов железных дорог как объекта инвестиций есть и очевидные минусы: так, износ основных фондов достигает 60% и продолжает увеличиваться. Поэтому в ближайшие 3 года ОАО «РЖД» должно инвестировать ежегодно на 100 млрд. рублей больше амортизационного уровня.
Ранее руководство РЖД заявляло о своем намерении в 2004 году привлечь до 1 млрд. долларов заемных средств, в том числе за счет выхода в середине года на рынок рублевых облигаций. Объем выпуска может составить до 10 млрд. рублей. А к маю ОАО «РЖД» уже должно получить кредитный рейтинг, как пообещал президент компании Геннадий Фадеев, он будет не ниже рейтингов ОАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России". Пока же кредитный портфель РЖД не превышает 10 млрд. рублей, привлеченных еще Министерством путей сообщения.
В то же время к прозрачности РЖД пока есть вопросы: на прошлой неделе первый заместитель главы Минэкономразвития РФ Андрей Шаронов заявил, что, вероятно, правительство проверит, как была проведена инвентаризация при создании компании. Как пояснил Шаронов, изначально "Ростехинвентаризация" говорила о необходимости направить на инвентаризацию 7 млрд. рублей, но потом сумма была снижена до 2,5 млрд. При этом, отмечает Шаронов, не было «никаких критериев по оценке стоимости проведения инвентаризации, нет перечня параметров, по которым проводится инвентаризация". Поэтому может быть нелишним «проверить, как были использованы средства".