Несмотря на обещание президента не устраивать кампании против олигархов, она, судя по всему, идет уже полным ходом. Причем «капитанов бизнеса» не спасает даже полная и абсолютная лояльность, которую они демонстрируют действующей власти. На сей раз не избежал подобной участи и один из главных трансляторов кремлевской политики глава холдинга «Интеррос» Владимир Потанин. На прошлой неделе стало известно, что Министерство природных ресурсов РФ (МПР) проверит соблюдение природоохранного законодательства основой потанинской империи ГМК «Норильский никель». В МПР вспомнили, что «Норильский никель» на протяжении 15 лет входит в число главных загрязнителей воздуха в Северной Евразии – ежегодно в атмосферу попадает более 2 млн. тонн загрязняющих веществ.
Проверки Минприроды в принципе носят рутинный характер. В прошлом году это ведомство, как говорится в официальном сообщении МПР, «полностью реализовало годовой национальный план проверок». Природоохранители проинспектировали свыше 170 тысяч объектов и выявили почти 140 тыс. нарушений природоохранного законодательства, по которым выдано 120,8 тыс. предписаний по устранению недостатков (неизвестно, надо ли устранять оставшиеся 20 тыс. нарушений). Две тысячи предприятий оказались настолько злостными нарушителями, что МПР выдало им предписания о приостановлении хозяйственной деятельности. Общая сумма штрафов составила 128,7 млн. руб., то есть на каждое нарушение пришлось примерно по 925 руб. штрафа.
В истории с проверкой «Норильского никеля» настораживает несколько моментов. Во-первых, своевременность экологической кампании – она как раз приходится на президентские выборы. Во-вторых, МПР решило припомнить «Норникелю» 15 лет загрязнения окружающей среды. Вообще заявление Минприроды в этой части выглядит как открытие. «15 лет они портят воздух!» – восклицают чиновники. Почему 15, а не 5 или 60 лет? Ведь комбинат в Норильске работает с 1939 года, как и предприятия «Североникель» и «Печенганикель» на Кольском полуострове (первое построено в 1935 году, а второе канадской компанией «Инко» в 1940 году на той части территории Финляндии, которая после войны досталась СССР). Все это время меткомбинаты загрязняют окружающую среду.
В «Норникеле» отметают претензии МПР. Там пока считают, что ничего страшного не происходит. В компании говорят, что ежегодно в модернизацию оборудования инвестируется 200–300 млн. долл., а в результате проводимых мероприятий в 2007 году планируется сократить объемы выбросов на Кольском полуострове и в Норильске на 70–80%. Однако, как показывает опыт ЮКОСа, Минприроды совершенно не волнует, что компания делает на будущее. Поэтому последствия для «Норникеля» могут быть самыми тяжелыми – все начнется с выбросов, а закончится отъемом лицензий и обвинениями в неуплате налогов. Есть, правда, вероятность, что все эти «наезды» на олигархов после выборов плавно сойдут на нет. Но с не меньшей степенью вероятности, можно предположить, что процесс передела высокодоходной собственности лишь набирает обороты.