Недавно созданная государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) готова начать работать в полную силу, но не будет спешить воплощать в жизнь идею первого зампреда ЦБ Андрея Козлова о наделении АСВ функцией ликвидатора банков. Как пояснил генеральный директор агентства Александр Турбанов корреспонденту «НГ», идея по-прежнему жива, однако до ее конкретного обсуждения еще не дошло. «У нас сейчас есть и более актуальные вопросы», – сказал он. Пока АСВ занимается аккумулированием средств.
Вчера на пресс-конференции Александр Турбанов объявил, что в течение полугода в бюджет АСВ будет перечислено 3 млрд. рублей. Все эти деньги в госкорпорацию поступят от Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) (напомним, что АСВ, по сути, является ее преемницей и даже располагается в том же здании, которое раньше занимало АРКО). По словам Александра Турбанова, две трети этих денег поступят в фонд страхования вкладов (произойти это должно не позднее июня), а оставшийся миллиард рублей будет направлен на текущие расходы АСВ. «Сама структура АСВ будет не сильно отличаться от структуры АРКО», – сказал Александр Турбанов.
Впрочем, основным источником пополнения фондов страхования должны стать все-таки взносы банков. Сами руководители АСВ рассчитывают, что объем фондов будет увеличиваться на 6–7 млрд. рублей ежегодно. Правда, по словам заместителя гендиректора АСВ Валерия Мирошникова, произойдет это после того, «как в систему войдет максимальное количество банков и ЦБ закончит рассмотрение всех заявлений о вступлении в систему». Напомним, что банкам дается один год девять месяцев с момента вступления в силу закона о страховании банковских вкладов для подачи такого заявления в ЦБ. При этом, как заметил Александр Турбанов, от ряда банков уже поступили заявления о вступлении в систему.
По словам Валерия Мирошникова, пока средства фонда страхования вкладов будут инвестироваться только в государственные ценные бумаги и бумаги Банка России. Дело в том, что в законе о страховании вкладов установлено ограничение, по которому средства подобного фонда могут быть размещены в негосударственные ценные бумаги, только если они соответствуют критериям, установленным уполномоченным органом (которым скорее всего станет Минфин) по согласованию с ФКЦБ. Как только требования будут разработаны, АСВ сразу получит возможность расширить список своих инвестиционных инструментов. Однако в любом случае доля обязательного инвестирования средств фонда в ГЦБ составит минимум 30%. Есть и еще одно ограничение на инвестирование средств АСВ. Валерий Мирошников сказал, что агентство не будет вкладывать деньги в ценные бумаги каких-либо банков во избежание конфликта интересов. «Будет странно, если мы начнем инвестировать в ценные бумаги одних банков деньги, полученные от других», – пояснил он. Не будет у АСВ и возможности приобрести иностранные ценные бумаги.
Отвечая на вопрос, не окажется ли в невыгодном положении Сбербанк, доля которого в фонде очевидно будет самой значительной, Валерий Мирошников сказал, что средства Сбербанка будут храниться на отдельном счете и не будут использоваться для выплаты каких-то компенсаций вкладчикам других банков. Вообще, главным, по мнению Александра Турбанова, является то, что только сейчас у нас в стране появилась система страхования вкладов, в которой участвует государство.