Владимир Потанин мыслит в унисон с Кремлем
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Практически ни у кого нет сомнений, что в ближайшее время Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) прекратит свое существование, а на его месте будет создана новая бизнес-организация, объединяющая РСПП и представителей среднего и малого бизнеса – «Деловую Россию» и «ОПОРУ России». Создание новой структуры означает завершение одного из крупных проектов заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова. На заре президентства Владимира Путина Владислав Сурков выстроил бизнес по ранжиру. Сначала он переформатировал РСПП, превратив объединение «красных директоров» в союз крупнейших предпринимателей, курс на «равноудаление» которых пытался тогда претворить в жизнь Кремль. Вскоре после этого для малого бизнеса была создана «ОПОРА», а для «середнячков» – «Деловая Россия». Каждое из трех объединений имело за зубчатой стеной своего куратора, который обеспечивал повседневный диалог предпринимателей с властью. Теперь же идею Владимира Потанина, похоже, одобрила совсем другая кремлевская группировка: глава «Интерроса» известен своими хорошими отношениями с выходцами из родного города Владимира Путина.
«Разумеется, никакого давления не было, – заявил «НГ» источник в Кремле, – предложение исходило от самого Потанина, но мы не стали возражать. Тем более надо еще посмотреть, что из этого всего получится». Другой наш собеседник, близкий к администрации президента, подчеркивает, что глава «Интерроса» «уловил тенденцию»: его идея попала в резонанс с настроениями за зубчатой стеной.
По словам вице-президента РСПП и сопредседателя «Деловой России» Бориса Титова, давления со стороны Кремля не было. «Мы получили предложение от Владимира Потанина, который разослал соответствующее письмо всем членам бюро РСПП», – сказал он корреспонденту «НГ». При этом Борис Титов подчеркнул, что на базе трех организаций планируется создать новую структуру, в которой крупный бизнес будет играть не первую роль. «Самое главное заключается в нескольких основных моментах, что а) это должна быть новая организация, б) это должна быть организация, которая на первом месте ставит защиту интересов малого и среднего бизнеса», – сообщил он. При этом Борис Титов отметил, что процесс объединения будет проходить поэтапно: «Я считаю, что процесс окончательной интеграции займет достаточно длительное время, быстро провести его нельзя. Думаю, что это будет уже не раньше осени, может быть, к концу года».
Другой сопредседатель «Деловой России», президент компании «АТОН» Евгений Юрьев также отрицает «кремлевский заказ». «Наверное, кто-то консультировался с властью, хотя я думаю, что для данного процесса это и не нужно, потому что выгоды для государства и так очевидны», – сказал он «НГ». По мнению Евгения Юрьева, у процесса объединения бизнес-организаций есть четкое идеологическое обоснование. «Если так подумать, то что, собственно, может объединять Владимира Потанина и человека, который держит закусочную? У предпринимателей всегда должна быть ответственность за то, что происходит вокруг. Нравственный авторитет на самом-то деле имеет одинаковые принципы деятельности, что в гражданском обществе, что в «зоне», что в школе. Поэтому тот, кто готов всех продать ради своей корысти, никогда не будет иметь веса в сообществе, – считает Евгений Юрьев. – Есть вещи, которые декларирует наш президент: удвоение ВВП, повышение национальной репутации страны. Эти темы называет сама власть. Раз она их называет, она, естественно, готова по ним общаться. Другое дело, чтобы мы не просто общались, а каждодневно своей деятельностью продвигались к этим и другим задачам. Вот это и есть основная причина объединения».
Однако при всем внешнем единодушии членов РСПП по отношению к судьбе своей организации есть и особые мнения. Глава холдинга «Северсталь-групп» Алексей Мордашов считает, что главным является продолжение диалога между бизнесом и властью. По его мнению, для этих целей необходимо создавать бизнес-форумы, а в какой форме они будут происходить, не столь важно. «Однако мне хотелось бы подчеркнуть, что РСПП, имея определенные недостатки, уже показал себя как организация, способная выстраивать диалог как внутри самого бизнес-сообщества, так и этого сообщества с внешним миром», – отмечает Алексей Мордашов.
«Сдержанный оптимизм» этих высказываний, возможно, объясняется очевидными недостатками новой бизнес-структуры. Казалось бы, ее лоббистская сила должна резко возрасти – но так ли уж ясна цель, во имя которой объединенный бизнес станет напрягаться? Ведь сначала нужно решить, что именно требовать у властей. Известно, однако, что даже в узком составе на бюро РСПП предприниматели не всегда могли договориться. «Усложняется процесс выработки решения, – согласен с «НГ» Александр Шохин, – труднее будет формировать одинаковую точку зрения». В то же время такая консолидация бизнеса, существующая только на бумаге и сильно напоминающая лебедя, рака и щуку из басни Крылова, будет, безусловно, выгодна Кремлю.
Впрочем, по известным причинам диалог РСПП с властью последнее время и так притормозился, а чтобы, как отмечает Шохин, «поднять его на новый уровень, лучше было бы избавиться от имиджа «профсоюза олигархов» и сменить брэнд, даже в ущерб амбициям некоторых представителей крупного бизнеса». При этом член бюро РСПП подчеркнул, что желающих играть в политику, особенно после ареста Михаила Ходорковского, осталось не так много: «Многие крупные предприниматели на политической площадке реализовали себя в достаточной степени и хотели бы размыть свое присутствие».
Отчасти это обстоятельство связано с тем, что по своим политическим предпочтениям крупный бизнес уже определился. По словам Шохина, основная масса готова поддержать на предстоящих выборах действующего президента, «только нужна основа». Такой основой, по его мнению, должна стать экономическая программа, озвученная главой государства: «Просто так нам не хотелось бы вставать в позу поддержки».
Похоже, однако, что вставать в эту самую позу скоро будет просто некому: уловление кремлевских тенденций ведет, как многие считают, к самороспуску РСПП. Первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев в беседе с обозревателем «НГ» считает сегодняшние события «формальным оформлением этого мероприятия»: «Мне кажется, что роспуск РСПП произошел еще на съезде под бурные, продолжительные аплодисменты, которыми встретили президента Путина и его речь. Это реализация кремлевских идей. Теперь РСПП будет работать с властью еще более конструктивно. Данный шаг отлично вписывается в теорию построения управляемой демократии, которой требуются легко управляемые общественные организации – могучие по форме и абсолютно пустые по содержанию». Последствия «слияния», на взгляд Сысуева, трагичны: «Ни малый, ни средний, ни крупный – как мы привыкли считать, олигархический – бизнес не будет иметь возможности ставить перед властью острые, содержательные вопросы. Это просто построения вертикали авторитарной власти».
Независимого депутата Госдумы Владимира Рыжкова беспокоит стремление Кремля к унификации общественной жизни, которая, по его мнению, ярко проявляется в последние четыре года: «Все пытаются привести к одному знаменателю. В каком-то смысле идет восстановление советского подхода, когда профсоюз должен быть один, партия должна быть одна, главная газета – одна. Это вещь, характерная для авторитарных и тоталитарных государств, но не для свободных, открытых обществ... Я опасаюсь того, что это будет ручная, управляемая структура, которая не выполнит свою главную функцию – защиту интересов предпринимателей».
Возможно, РСПП в этой ситуации успешнее выполнит другую функцию – собственной защиты, о которой упомянул в беседе с обозревателем «НГ» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: случившееся, на его взгляд, «осознание того, что они находятся под боем и хотели как бы защититься, себя как-то замаскировать: мы не олигархи – мы хорошие. Отчасти им это удастся. Я вполне допускаю, что это происходит по инициативе Кремля».
В целом, считает Делягин, особого влияния на экономику самороспуск РСПП не окажет, «потому что к бизнесу будут по-прежнему относиться как к чему-то чужеродному, подозрительному и не вполне лояльному. К сожалению, представители государства испытывают классовое чувство по отношению к бизнесу». Собеседник «НГ» не исключил также, что «обеспечение правильной явки на президентских выборах может достигаться в том числе и попытками новых антиолигархических кампаний» и что «трансформация РСПП этим планам никоим образом не помешает».
Делягин также готов приписать случившееся «инициативе Кремля», которая имеет, на его взгляд, и еще одно рациональное объяснение: «В прошлый раз у нас в гражданском обществе заседали диссиденты, кактусоводы и филателисты, плечом к плечу. А теперь решили создать что-нибудь на площадке бизнеса».
Экс-вице-спикер Совета Федерации, доктор экономических наук Валерий Горегляд, напротив, уверен в единоличном авторстве Потанина, которому, впрочем, «никак нельзя отказать в способности чувствовать как веяния, исходящие от власти, так и настроения в предпринимательской среде. Возможно, что администрация президента заинтересована в такого рода инициативе, поскольку имидж РСПП как «профсоюза олигархов» уже набил оскомину». Однако большой пользы от «перестроения «боевых порядков» лоббистских структур», считает Горегляд, ожидать трудно: «Для реального развития малого и среднего бизнеса государство должно создавать такие условия, как налоговые послабления, упрощение ведение бизнеса, отсутствие административного давления, доступность кредитных ресурсов, создание благоприятной инвестиционной среды».