В РГГУ в минувшую пятницу прошла конференция представителей педагогических, научных работников и студентов. Ее цель – рассмотреть изменения в уставе университета. Прежний устав перестал устраивать руководство вуза после того, как с поста ректора, после мощнейшего нажима со стороны министра образования Владимира Филиппова, ушел один крупнейших акционеров компании ЮКОС Леонид Невзлин. Этот процесс, очевидно, не случайно совпал с финансовыми проверками, которые стали сотрясать университет после ареста председателя попечительского совета Михаила Ходорковского.
Несмотря на то, что секретарь попечительского совета Александр Осовцов попросил участников конференции не принимать решительных шагов до того, как будет получено «полуофициальное мнение» ЮКОСа по этому вопросу, конференция поспешила одобрить все изменения в уставе. Осовцов заметил, что в таких шагах он видит «тенденцию выдавливания ЮКОСа из университета».
Позиция нового ректора РГГУ Валерия Минаева фактически сводится к следующему: от денег ЮКОСа мы не отказываемся, но пусть ЮКОС не надеется, что ему позволят более или менее эффективно управлять и контролировать расходование этих средств.
Так, в новом уставе фактически сведена к формальностям должность финансового директора (до сего дня ее занимал представитель компании ЮКОС, назначенный Леонидом Невзлиным, Александр Хачатуров) и ограничена власть попечительского совета (в который сегодня входят Ходорковский, Афанасьев и Невзлин). Исключен пункт о том, что финансовый директор назначается и освобождается от должности ректором с согласия попечительского совета и контролирует использование средств попечительского фонда развития университета. Исключен также пункт о том, что «финансовый директор университета контролирует финансово-хозяйственную деятельность, формирование, учет, использование средств и имущества, распоряжение средствами и имуществом, финансирование и использование средств финансирования, исполнение бюджета университета, кроме того, осуществляет согласование операций по распоряжению и использованию средств и имущества». Кроме того, теперь расходование средств университета будет осуществляться без согласования с попечительским советом.
Сам Леонид Невзлин однозначно считает, что все благие намерения, с которыми пришел ЮКОС в университет, могут пропасть даром «из-за политического преследования акционеров ЮКОСа».
Напомним, что и Александр Осовцов в интервью корреспонденту «НГ» еще неделю назад подчеркивал, что в складывающейся ситуации он не может гарантировать продолжение финансирования компанией ЮКОС университетских программ.
Все говорит о том, что окончательный «развод» РГГУ и ЮКОСа – дело практически решенное. Это фактически подтвердил и Леонид Невзлин, который не исключил, что может уйти из попечительского совета РГГУ. «Статистом я в любом случае не буду, это мне неинтересно», – заявил Невзлин в интервью Газете.ru.
Тем не менее руководство вуза, ссылаясь на мнение президента РГГУ Юрия Афанасьева, заявило, что, предлагая внести изменения в устав, университет не ставит перед собой задачу отказаться от денег ЮКОСа и разорвать партнерские отношения. Данные изменения вызваны исключительно необходимостью приведения устава в соответствие с реалиями развития РГГУ и законодательством РФ.