Топ-менеджмент ЮКОСа во главе с Семеном Кукесом (справа) хочет управлять компанией самостоятельно.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
На прошлой неделе совет директоров ЮКОСа, заседание которого прошло в Лондоне, выступил с сенсационным заявлением – о том, что «считает недопустимым прямое вмешательство любого основного акционера в оперативное управление компанией». При этом в заявлении не указывается, кто конкретно из основных акционеров компании вмешивается в оперативное управление. Очевидно, что это вряд ли могут быть Михаил Ходорковский (он вообще формально не является акционером) и Платон Лебедев по причине их нахождения в СИЗО. Остальные крупные акционеры – Леонид Невзлин, Михаил Брудно, Владимир Дубов – находятся вне пределов России и объявлены в международный розыск, а Василий Шахновский ждет приговора суда (прокурор потребовал для него 1,5 года колонии-поселения). Так что и эти люди скорее всего лишены способности влиять на текущие дела компании. Однако не стоит забывать, что после объединения с «Сибнефтью» (совет директоров ЮКОСа на том же лондонском заседании потребовал продолжить слияние) в новой компании 26% принадлежит бывшим акционерам «сибирской» компании. Леонид Невзлин в интервью корреспонденту «НГ» заявил, что скорее всего совет директоров ЮКОСа имел в виду именно бывших владельцев «Сибнефти».
«Я думаю, что если проанализировать эти два заявления (совета директоров ЮКОСа. – «НГ»), то речь идет об Абрамовиче и других акционерах «Сибнефти», которые теперь стали акционерами ЮКОСа, а не о нас. Я могу говорить только про себя как одного из основных акционеров и про тех коллег, которые со мной. С моей стороны никаких попыток вмешиваться в оперативную деятельность компании не было и быть не может», – сказал Леонид Невзлин. По его мнению, «поводом для такого заявления послужила та неопределенность, которая возникла с остановкой развития сделки слияния».
«Неопределенность состоит в том, что фактически разделен менеджмент ЮКОСа и «Сибнефти», и менеджмент ЮКОСа не осуществляет управление дочерней компанией, которой сейчас является «Сибнефть», – пояснил Леонид Невзлин. При этом он выразил полное согласие с мнением директоров ЮКОСа о продолжении слияния. «Я согласен с позицией совета директоров о необходимости скорейшего завершения оформления сделки по слиянию», – сказал он «НГ».
В тот же день, когда в Лондоне проходил совет директоров ЮКОСа, глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин заявил, что его ведомство проверит деятельность «Сибнефти». В компании эту новость восприняли спокойно, заявив, что было уже множество проверок, которые подтвердили законность действий «Сибнефти». При том, что на первый взгляд действия Счетной палаты направлены против «Сибнефти», на деле может оказаться, что это очередной удар по ЮКОСу. Разного рода госорганы уже проверяют юкосовские дочерние компании, а «Сибнефть» сегодня не что иное, как дочерняя компания ЮКОСа. Так что все неприятности «Сибнефти» – это неприятности ЮКОСа. Возможно, что слова Сергея Степашина – очередной способ оказать давление на менеджмент и владельцев ЮКОСа, чтобы те были посговорчивее на переговорах по оформлению обратной разъединительной сделки.