Владимир Евстафьев предсказывает ужесточение конкуренции.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
2003 год оказался удачным для отечественного рекламного бизнеса, считает эксперт Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) профессор МГУ Виктор Коломиец. Темпы роста рынка составили 31%. Естественно, наибольшие обороты приходятся на телевидение. Объем рынка рекламы на ТВ вырос на 34% и достиг 1 млрд. 210 млн. долларов, из которых половина приходится на Москву.
Одной из особенностей прошедшего года стало продолжение роста наружной рекламы. Как сказал Виктор Коломиец, несмотря на заявления московских властей, что «наружку» в столице нужно сократить, за 2003 год ее объем увеличился на 18%. Хотя кроме рекламы традиционно активных табачных компаний, на улицах все больше появляется рекламы ритейловых услуг и сетевых бизнесов.
Очень сильно (на 64%) вырос такой сегмент рынка, как реклама в интернете. Тем не менее ее доля в общей копилке рекламы пока мизерная – всего 0,7%. «Есть куда расти», – заметил по этому поводу генеральный директор компании «AdWatсh» Лев Глейзер, по словам которого в западных странах доля интернет-рекламы выше примерно вдвое.
В то же время рекламщики посетовали, что обороты отечественного медиарекламного рынка растут в основном за счет увеличения цен на саму рекламу. Например, по словам Виктора Коломийца, цены на рекламу на телевидении за год выросли на 40%. Именно это явилось основным фактором роста медиарекламного рынка.
Представители рекламного бизнеса убеждены, что все развивается так, как надо. Как сказал президент АКАР Владимир Евстафьев, российский рынок ожидает «война брэндов». «Собственно, мы это уже наблюдаем в таких областях, как производство соков или пива, – говорит он, – но сейчас на рынке появляются новые производители даже в тех отраслях, где до этого конкуренции между брэндами не наблюдалось». По его словам, именно усиление конкуренции будет основной тенденцией нынешнего года и даст толчок для нового витка развития рекламного бизнеса.
Кроме того, по словам аналитика Алексея Балабанова, в 2004 году рынок должен стать более цивилизованным. «Высокая стоимость размещения не позволит делать откровенно плохую рекламу», – сказал Алексей Балабанов.
Объем медиарекламного рынка России | ||||
Объем, млн. долл., 2002 | Объем, млн. долл., 2003 | Прирост (%) | Прогноз роста на 2004 год | |
Телевидение | 900 | 1210 | 34 | Продолжится прежними темпами |
Радио | 90 | 115 | 28 | Доля на рынке будет уменьшаться |
Пресса | 600 | 745 | 24 | Останется на нынешнем уровне |
в том числе газеты* | 380 | 445 | 17 | Доля упадет |
журналы | 220 | 300 | 36 | Доля вырастет |
Наружная реклама | 400 | 530 | 33 | Вырастет из-за Олимпиады и выборов-2004 |
Интернет | 11 | 18 | 64 | Незначительно вырастет |
Реклама в кинотеатрах | 9 | 12 | 33 | Останется на нынешнем уровне |
ИТОГО | 2010 | 2630 | 31 | 20% |
– включая специализированные рекламные издания
Источник: АКАР