Вице-президенту «ЛУКОЙЛа» Леониду Федуну теперь рукой подать до американской и саудовской границ.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Вагит Алекперов не теряет времени даром. Буквально несколько дней назад стало известно о том, что «ЛУКОЙЛ» создает грандиозное СП в Саудовской Аравии (стоимость аравийского проекта около 200 млн. долл.). А вчера компания сообщила о беспрецедентной сделке в Северной Америке – в США приобретено 795 автозаправочных станций общей стоимостью 266,75 млн. долл.
Беспрецедентность сделки не только и не столько в количестве станций. В конце концов несколько лет назад «ЛУКОЙЛ» уже приобрел в тех же США сеть Getty Petroleum Marketing Inc из почти 1300 бензозаправок за 73 млн. долл. Однако, как обратили внимание в инвестиционной компании «АТОН», «значительно более высокая цена заправок в последней сделке вызывает недоумение. Мы подробно проанализируем эту сделку, прежде чем выносить окончательное суждение». Действительно, при покупке Getty одна станция обошлась «ЛУКОЙЛу» в 57 тыс. долл., а в сделке с Conоco Phillips АЗС будет стоить в несколько раз больше – около 330 тыс. долл.
Автозаправки, купленные «ЛУКОЙЛом» у американской Conoco Phillips, находятся в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания на северо-востоке США. Теперь у «ЛУКОЙЛа» будет в США свыше 2 тысяч АЗС. Как отмечают в самой нефтяной компании, сразу сумму в 266 млн. долл. платить не придется – собственные средства «ЛУКОЙЛа» составляют 50 млн. долл., а остальная часть будет профинансирована за счет шестилетнего кредита, предоставленного банком Lehman Brothers.
Достаточно «смешанное» впечатление сделка оставила у аналитика инвестиционной компании «Проспект» Дмитрия Царегородцева. По его словам, неизвестно, принесет ли эта сделка экономический эффект, в частности, «будут ли поставки на эти заправки рентабельными и насколько в принципе осмыслено приобретение заправочных комплексов в другой стране, а не в России. Потому что очевидно, что эта сделка может быть осмыслена, только если туда будут поставляться танкерами нефтепродукты, либо сырая нефть с последующей переработкой на месте». Дмитрий Царегородцев также отмечает, что у «ЛУКОЙЛа» уже есть опыт управления АЗС в США, но «до сих пор общество не получило достаточно достоверного подтверждения того, что эта сеть рентабельна в тех границах, которые «ЛУКОЙЛ» для себя поставил».
И хотя, как говорит Царегородцев, по формальным критериям покупку можно одобрить, но непонятно, почему «отсекается 300 млн. долл., а прирост добычи в стране (у «ЛУКОЙЛА». – «НГ») по самым оптимистичным прогнозам составляет 4–5% в год. В то время как для того, чтобы оставаться в одном ряду с конкурентами хотя бы по абсолютным показателям, нужно обеспечивать по крайней мере 12–15%, как у ЮКОСа, или хотя бы 8–10%, которые из года в год обеспечивает «Сургутнефтегаз», не говоря уже о «Сибнефти». Не стоило ли эти вложения направить на ускорение добычи в стране, чем ориентировать их в сбытовые активы в США, хотя географически гораздо ближе и логичнее европейский рынок?»
Достаточно скептично настроены и в Альфа-банке. По мнению аналитиков, действия компании на американском направлении обусловлены в основном «амбициями «ЛУКОЙЛа», намеренного стать нефтяной компанией мирового масштаба». «Однако, если в России появится достаточно экспортных мощностей, мы подозреваем, что «ЛУКОЙЛ», возможно, будет пытаться купить нефтеперерабатывающий завод в Северной Америке, чтобы перевозить сырую нефть, а не нефтепродукты, – отмечается в обзоре Альфа-банка. – Основным вопросом остается способность «ЛУКОЙЛа» эффективно управлять тем, что компания уже имеет».
Почему компания Алекперова оказалась готова заплатить такую сумму – остается за кадром. Версии же могут быть самыми различными. Например, не исключено, что заправки от Conoco Philips сделаны с использованием золота или иных драгоценных металлов. Или, скажем, на этих АЗС клиентам за дополнительную плату предлагают некий эксклюзивный сервис. А, может быть, «ЛУКОЙЛу» попросту была срочно необходима собственность за рубежом – например, чтобы окончательно порвать со своими российскими корнями и застраховаться от возможных преследований силовиков. Как отмечают в «АТОНе», в 2003 году «объем продаж нефтепродуктов на американских заправках «ЛУКОЙЛа» был больше по сравнению с объемом продаж на заправочных станциях в ЕС, странах Балтии и бывших республиках СССР».
Вопрос о том, сможет ли компания Вагита Алекперова оказаться эффективной на американском рынке нефтепродуктов, остается открытым. Но с фактами не поспоришь – даже госсекретарь США Колин Пауэлл на встрече с российскими предпринимателями признался, что ближайшая к его дому заправка принадлежит «ЛУКОЙЛу». Скоро, по-видимому, весь американский истеблишмент будет ездить на российском бензине.