Игорь Костиков обяжет топ-менеджеров омпаний раскрывать информацию о своих доходах.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
- Игорь Владимирович, как бы вы оценили роль фондового рынка в отечественной экономике? Насколько он дополняет или конкурирует с банковской системой за финансовые ресурсы?
– И банки, и профучастники рынка ценных бумаг – это финансовые посредники. Их ключевая функция – аккумулировать и перераспределять финансовые ресурсы, делать их доступными для реального сектора экономики.
Однако банки на данный момент выполняют свои функции по кредитованию реального сектора экономики, мягко говоря, неудовлетворительно. Предприятия, не входящие в крупные финансово-промышленные группы, получают мизерное финансирование – реально кредитованием таких предприятий занимаются лишь 1–2 банка из 1300 существующих. Определенную роль в таком положении вещей играют действующие на рынке процентные ставки на кредиты банков. Большинство российских предприятий готовы привлекать кредиты по ставке не более 19% годовых в рублях и 12% годовых в долларах. Банки же больше ориентированы на доходные и менее рискованные операции, чем на кредитование малых и средних предприятий.
Фондовый рынок в силу своего исторического развития начал участвовать в системе перераспределения финансовых ресурсов сравнительно недавно. Но сегодня уровень развития фондового рынка уже опережает уровень развития экономики. Однако для дальнейшего развития экономики и фондового рынка такими же темпами необходимо наличие механизмов финансирования роста предприятий. В первую очередь за кредитами предприятие должно обратиться в банковское учреждение. Обращение компании к заимствованиям на фондовом рынке – это уже следующая стадия развития предприятия, имеющего кредитную историю. До выхода на фондовый рынок компания должна еще «дорасти».
– События второй половины 2003 года в экономике и политике самым непосредственным образом отразились на фондовом рынке – его попросту лихорадило. Насколько такая неустойчивость или, выражаясь профессиональным языком, волатильность рынка нормальна?
– С октября волатильность фондового индекса действительно существенно повысилась. Кроме того, в этом году усилилась статистическая связь с западными индексами. Это значит, что западный капитал проявляет интерес к нашему рынку, что связано в том числе с присвоением России инвестиционного рейтинга. Пока к нам приходит иностранный капитал, для которого характерна высокая подвижность. Отсюда и некоторая волатильность рынка. Последние события также оказали влияние. Мы считаем, что для того, чтобы рынок был устойчивее, необходимо стремиться к повышению роли внутренних инвесторов. Это будет происходить по мере укрепления отечественных пенсионных и инвестиционных фондов.
Текущий уровень макроэкономических показателей и ощутимое оживление в сфере производства, особенно в машиностроении, позволяет говорить о наступлении нового периода роста фондового индекса.
– На фондовом рынке действуют как крупные, так и мелкие игроки. Однако в руках крупных компаний сконцентрирована основная часть оборотов. Это проблема?
– На рынке около двух тысяч профучастников. Это нормально для пока еще небольшого российского рынка. Однако концентрация операций в руках крупнейших участников действительно высока: на долю 7 крупнейших компаний приходится больше половины совокупного оборота. Проблему не решить административными или псевдоэкономическими мерами. Между тем хочу отметить, что число профучастников продолжает увеличиваться. Тем не менее я считаю, что необходимо повышение емкости рынка, чтобы на нем хватало места для всех.
– Что делается для развития рынка акций компаний второго эшелона? Насколько развитие этого рынка отвечает интересам частных инвесторов?
– Частные инвесторы будут покупать как раз крупные компании, потому что они наиболее прозрачны, хорошо управляются. Когда мы говорим о менее известных компаниях, то им в первую очередь необходимо стать более прозрачными, и тогда инвестор туда придет. Здесь я проблемы не вижу.
Проблема существует в другом – сейчас практикой нашего фондового рынка продолжают оставаться серьезные корпоративные конфликты, которые решаются зачастую через недобросовестные действия регистраторов. Мы такие примеры знаем, и, естественно, когда собственник думает о привлечении капитала, его берет оторопь от того, что он может лишиться не только своей компании, но и своей собственности.
Плюс еще две проблемы, которые волнуют тех же самых менеджеров-собственников средних компаний при выходе на фондовый рынок – это манипулирование ценными бумагами и инсайдерская информация. Мне непонятна позиция Государственной Думы и целого ряда государственных чиновников, из-за которых мы, вопреки позиции премьера, не можем принять закон об инсайде. Кстати, и западные инвесторы сейчас обеспокоены этой ситуацией. Наш фондовый рынок уже входит в число ведущих по размерам рынков – и при этом у нас нет ключевых реквизитов: таких, как закон об инсайдерской информации, более широкое, чем существующее сейчас, понятие манипулирования ценами, а в УК нет соответствующего наказания за эти действия.
– С какой целью вводятся и требования о раскрытии информации об исполнительных органах и совете директоров?
– Эта информация в принципе сейчас уже раскрывается. Единственное, что мы добавим, – требование раскрытия доходов членов совета директоров и исполнительных органов. Вы наверняка знаете о том, что акционеры и инвесторы сейчас все чаще интересуются, какие суммы выплачиваются топ-менеджерам их компаний. Согласитесь, высокие доходы руководства в абсолютно неприбыльной неразвивающейся компании – это нонсенс.
Подобные проблемы существуют не только в России, но в других странах. Однако в отличие от нас на Западе эти цифры открыты, и акционеры, обладая этой информацией, могут предпринимать соответствующие действия. В России же стыдливо прикрываются тем, что в стране сложная социальная ситуация и подобную информацию раскрывать нельзя. Хотя очевидно, что уровень доходов граждан прекрасно виден по их образу жизни.
– Насколько будет усиливаться контроль государства за фондовым рынком в целом и биржами в частности?
– Передача ряда контролирующих и надзорных функций организаторам торговли – это насущная необходимость. Сейчас биржам уже передана часть функций по контролю за информацией, предоставляемой эмитентами. В данный момент ФКЦБ готовит новые правила листинга для торговых площадок, в которых большое внимание будет уделено процедуре включения ценных бумаг в листинг на бирже, предполагается включить в процесс принятия решений независимых представителей профессиональных участников и саморегулируемых организаций. Помимо этого планируется, что биржи будут контролировать соответствие эмитентов законодательству в течение всего периода листинга. Кроме того, биржи будут обязаны в полном объеме раскрывать информацию о себе.
Экономический либерализм предполагает уход государства из бизнеса и снижение барьеров, но при этом государственное регулирование становится обязательным в части защиты прав инвесторов. Это наиболее актуально в период развития сектора коллективных инвестиций и пенсионной реформы. Ведь услугами институтов коллективного инвестирования пользуются люди, живущие на зарплату, и пытающиеся из своего небольшого бюджета отложить какие-то деньги «на черный день». Как себя зарекомендует государство в контроле за реформой – такое отношение и будет у граждан к фондовому рынку. В этой ситуации государство обязано создать такие условия, в которых вероятность потери средств инвесторами была бы минимальна.