– В последнее время звучат разные оценки перспектив развития IT-рынка в России. Но все они сходятся в одном: российский рынок имеет большое будущее, однако все еще сильно отстает от передовых европейских (особенно скандинавских) стран. Интересен непосредственно ваш взгляд на эту проблему. Какое место занимает Россия в стратегических планах корпорации Intel?
═
– Сразу скажу, что, на мой взгляд, Россия имеет два способа занять достойное место в мировой IT-экономике. Первый – путь присоединения, тесного сотрудничества российских компаний с общемировыми. Объединение усилий, совмещение различного опыта имеет в этом смысле огромное значение. На компанию Intel в России работает много превосходных технических специалистов, инженеров. Естественно, что эти люди работают как на благо своей страны и развития ее технологического потенциала, так и на пользу целой корпорации. О перспективности такого пути свидетельствует пример лаборатории, открывшейся благодаря Intel в Нижнем Новгороде. Мы очень рады, что этот проект оказался обоюдовыгодным.
Второй путь состоит в целенаправленной поддержке государством программы компьютеризации и интернетизации страны. Россия представляет собой рынок с огромным потенциалом. Интерес к информационным технологиям у населения очень велик, однако отлаженной инфраструктуры не хватает. Это основная беда России. Если бы правительство стало подавать пример населению – устанавливало бы в своих учреждениях компьютеры с выходом во всемирную сеть, активно использовало бы их, говорило бы о их огромной пользе и удобстве, способствовало бы появлению компьютеров в регионах, дело бы пошло на лад.
Мы считаем российский рынок одним из самых быстро развивающихся. А потому в стратегических планах Intel Россия значится на одном из первейших мест.
═
– Наверное, важнейшей помехой для развития пресловутой инфраструктуры в России является огромный размер нашей страны?
═
– Конечно, российский рынок огромен в территориальном смысле. Однако это не мешает ему интенсивно развиваться. Точно так же быстро развиваются такие огромные страны, как Китай и Индия, которые, кстати, с Россией как раз и составляют ряд так называемых «emerging economies» – стран с взрывными темпами развития.
Большая территория, безусловно, составляет проблему. Однако эта проблема вполне преодолима при помощи новейших Wi-Fi технологий (технологий беспроводного подсоединения к сети интернет). Если география не позволяет протягивать провода и кабели, можно и нужно использовать Wi-Fi. Потихоньку эта технология появляется в России. Примером тому опять же Нижний Новгород. Такие «точечные появления» необходимы. Они в некотором смысле пропагандируют удобство новейших беспроводных технологий. Будущее за ними. Wi-Fi – это то, что может позволить России, несмотря на большую территорию, достигнуть того же уровня, что и наиболее развитые в плане ИТ страны.
═
– Чтобы отрасль успешно развивалась, в нее необходимо вкладывать деньги. Intel, несомненно, инвестирует в российский ИТ-рынок. Насколько благоприятен российский инвестиционный климат? Что нужно сделать для привлечения больших вложений?
═
– Пока инвестиционная политика Intel в России складывается удачно. Могу сказать, что компании, в том числе и наша, захотят вкладывать средства в страну, если будут видеть результат. Иными словами, предприниматели инвестируют деньги в то, что имеет будущее. Надо, чтобы было видно, что это будущее достижимо. В настоящее время технология будущего – Wi-Fi. Когда будет понятно, что государство поддерживает внедрение этой технологии и создает для нее инфраструктуру, инвестиции увеличатся.
═
– Intel – крупнейшая мировая корпорация. Кажется невообразимым, что у нее могут быть конкуренты. Есть ли они? И какова у корпорации тактика борьбы с конкурентами?
═
– Конечно, у нас есть конкуренты. Они разбросаны по всему миру. Благодаря большим инвестициям и хорошо отлаженной сети производства мы довольно далеко ушли от них. Я, к сожалению, не могу назвать каких-либо наиболее ярких наших конкурентов, просто потому, что сложно кого-то выделить. К тому же их очень много, и они все из совершенно разных областей. Одни конкурируют с нами в производстве микросхем, другие – в производстве процессоров, третьи – в изготовлении серверов и так далее.
Могу сказать, что нам удалось уйти в такой отрыв от конкурентов во многом благодаря последним трем годам. В 2000–2003 годах все предприятия Европы испытывали сильный экономический спад. Мы же изо всех сил старались не сдавать позиций и, напротив, продолжали расти, вкладывая в поддержание производства столько денег, сколько было только возможно. Результат не заставил себя долго ждать. 2003 год мы считаем одним из наиболее успешных и даже поворотным в 35-летней истории Intel.
Нижний Новгород