Сегодня пройдет заседание совета директоров РЖД. А в конце прошлой недели, 23 и 24 января, компания провела максимально открытое расширенное заседание правления. Во всеуслышание компания объявила свои финансовые результаты за 2003 год позитивными. Объем продаж услуг РЖД вырос почти на 25% и превысил 17 млрд. долл. А рост себестоимости впервые за много лет не перевалил за 9%. Кроме того, руководство РЖД, следуя последней моде, похвасталось полным выполнением обязательств по налоговым платежам. Текущие платежи в бюджеты и внебюджетные фонды компании в прошлом году возросли на 18% и превысили 105 млрд. руб. В 2004 году РЖД собирается увеличить грузооборот не менее чем на 4,7%, пассажирооборот – на 2%.
Правление одобрило регламент создания компанией дочерних обществ – по плану реформ, это должно произойти на втором этапе. Правда, по-прежнему актуальна опасность появления новых локальных монополистов и дальнейшего роста цен. Эту проблему РЖД собирается решать, тщательно прорабатывая ТЭО для каждой новой «дочки». Сейчас, как сообщил на правлении президент РЖД Геннадий Фадеев, подготовлен перечень более 100 подразделений компании, на базе которых могут быть созданы дочерние общества. «Дочки» компании займутся ремонтом подвижного состава, торговлей и общественным питанием, строительно-подрядными и проектно-изыскательскими работами, а также специализированными грузовыми перевозками – как будущие дочерние общества «Рефсервис» и «Трансконтейнер».
Пока же, после первого этапа реформы, в распоряжении независимых частных компаний в настоящее время находится свыше 200 тыс. грузовых вагонов. Это примерно треть рабочего парка подвижного состава на сети железных дорог, в котором выполняется более 20% грузовых перевозок. Естественно, частные компании стремятся в самые высокодоходные сектора. Как отметил на правлении президент РЖД Геннадий Фадеев, независимыми перевозчиками уже перевозится 40% нефтепродуктов, 25% минеральных удобрений, 22% автомобилей.
Правда, еще не решены все задачи первого этапа реформ – так, еще не завершена регистрация недвижимого имущества АО. По оценкам РЖД, это может привести к потере 2,6 млрд. руб., которые были потрачены на инвентаризацию, а также к дополнительным расходам.
Один из главных итогов правления – принятие проекта генерального соглашения между ОАО «РЖД» и субъектами Российской Федерации. Как отмечают в компании, теперь РЖД и субъекты перешли от «взаимозачетов к финансовым договорным отношениям, от компенсации убытков – к созданию совместных пригородных компаний». Компания по-прежнему напоминает об убыточности пассажирских перевозок: в 2003 году убытки от пригородных перевозок, не компенсированные субъектами РФ, составили 9 млрд. руб. А в целом размер убытков пассажирских перевозок в прошлом году достиг 65 млрд. руб. Именно эта проблема, по словам Фадеева, тормозит процесс создания пригородных пассажирских компаний и Федеральной компании по дальним пассажирским перевозкам. Чтобы дочерние компании в области пассажирских перевозок все-таки появились в 2004 году, РЖД настаивает на как можно более быстром прекращении перекрестного субсидирования пассажирских перевозок. При этом, полагают в РЖД, тарифы на перевозки даже снизятся, а отрасль станет более эффективной.
В то же время Фадеев с гордостью отметил, что уже «есть первые ростки и по развитию конкуренции на рынке пассажирских перевозок». Сегодня лицензии на право осуществления пассажирских перевозок имеют 13 компаний, 8 из них ориентированы на перевозку пассажиров в местном и пригородном сообщении.
Основная же задача компании сейчас – повышение собственной инвестиционной привлекательности. На встрече 27 января руководство собирается обсудить с 40 ведущими банками процедуру выпуска корпоративных облигаций. «Дочки» также, как надеются в РЖД, будут способствовать притоку в железные дороги инвестиций.