Андрей Фурсенко знает, как сделать науку прикладной.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
На вчерашнем заседании правительства Михаил Касьянов накануне своего отпуска дал поручение Минфину, МЭРТу и Центробанку проследить за тем, чтобы «цель по снижению инфляции до 10% была достигнута». Как отметил, открывая заседание, премьер, в январе 2004 года цена на жилищно-коммунальные услуги поднялась на 10%, а в некоторых регионах – в разы, подчеркнул Касьянов. Он поручил вице-премьеру Яковлеву разобраться с ситуацией.
Основными вопросами вчерашнего заседания стал перевод на новые рельсы порядка научно-технических исследований и либерализация антимонопольного законодательства. Как сообщил журналистам и.о. министра промышленности, науки и технологий Андрей Фурсенко, правительство согласилось с предложениями Минпромнауки безвозмездно передавать результаты научно-технических разработок, сделанных на бюджетные деньги, в собственность самим разработчикам.
Инновационный уровень российской экономики сейчас крайне низок. Лишь 10% российских предприятий активно осваивают передовые технологии и разработки, в основном это происходит в металлургии, химпроме и машиностроении. А доля нашей страны в мировом объеме торговли наукоемкой продукцией и вовсе непростительно низка – всего 0,3%, что в 20 раз меньше доли Китая и в 120 раз меньше доли США. Доля бюджетных ассигнований на науку составляет 0,3% российского ВВП. По мнению правительства, вся проблема в том, что из всего числа научных разработок в хозяйственный оборот поступает лишь 1%, в то время как в цивилизованных странах 70% научных разработок имеет прикладной характер. Поэтому права на результаты научной работы должны принадлежать тем, кто будет внедрять эти результаты в экономику и зарабатывать на них деньги. Кроме того, российские власти намерены заняться стимулированием корпоративной науки и не просто отдавать заказы на научные исследования государственным НИИ, а устраивать открытые тендеры. Предполагается, что все это должно наконец привлечь в науку масштабные инвестиции. Правда, у Минфина было свое видение проблемы, однако в ходе заседания, как заявил Фурсенко, с ведомством Кудрина, а также с Минюстом был найден компромисс.
Также в ходе заседания разгорелся спор вокруг изменения системы госконтроля за слияниями и поглощениями. Основной вектор государственной политики таков: от разрешительного порядка по таким сделкам надо переходить к уведомительному. Министерство по антимонопольной политике предлагает, пока не принят новый закон о конкуренции, внести в старый, 1991 года, изменения. По предложению ведомства Южанова, теперь согласовывать свои слияния с антимонопольными ведомствами должны компании, стоимость которых превышает не 20 млн. рублей, а 3 млрд. Компании, активы которых меньше 3 млрд., но больше 200 млн. рублей, могут просто поставить эти органы в известность о сделке. Таким образом, 85% всех сделок будут выведены из-под антимонопольного контроля, а МАП сосредоточится на серьезных сделках.
В то же время, полагает МАП, не стоит полностью переходить на уведомительный порядок, поскольку конкуренция в России все еще нуждается в защите. По мнению антимонопольного министерства, реформы электроэнергетики и железнодорожного транспорта таят в себе опасность монополизирования этих рынков. Кроме того, многие министерства и ведомства, отмечает МАП, сокращают число ФГУПов, просто присоединяя их друг к другу. Как сообщил Илья Южанов, планируется усилить контроль за выгодоприобретателями при сделках с офшорными компаниями, а также увеличить штрафы за незаконные слияния – например, до 5–10% оборота компаний. По словам Южанова, дата подготовки соответствующего законодательства передвинута с декабря 2004 года на апрель.