Ближайшие несколько дней Киев будет занят вопросами сотрудничества с Россией в энергетической сфере. Ожидается, что уже к концу недели, когда украинскую столицу посетит президент Владимир Путин, будут полностью готовы к подписанию документы по нескольким наиболее значимым совместным проектам.
Так, на днях наконец окончательно определится формат украино-российского газотранспортного консорциума. В частности, в Киев прибудут эксперты из Германии, которые примут предварительное решение о целесообразности участия в проекте немецкой стороны. Но независимо от их вердикта консорциум по управлению украинскими газопроводами приступит к работе 1 февраля, сообщил в субботу председатель правления Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко. Он пояснил, что сейчас уточняется объем работ и инвестиций по проектированию нового газопровода от Богородчан (Ивано-Франковская область) до Ужгорода (Закарпатье) протяженностью примерно 300 км. Строительство этого участка, по словам Бойко, станет первым этапом ранее презентованного проекта по созданию газопровода Александров Гай-Новопсков-Ужгород (мощностью до 28 млрд. куб. м в год) для транспортировки газа из Центральной Азии в Европу. Иными словами, от политических деклараций Москва и Киев переходят к реальному сотрудничеству.
Можно предположить, что в ближайшее время будет решен еще один спорный вопрос в отношениях двух стран, касающийся эксплуатации украинского нефтепровода Одесса-Броды. Как известно, с июня прошлого года российская сторона в лице Тюменской нефтяной компании (ТНК) тщетно пытается получить от Киева разрешение на временное его использование в обратном направлении - с запада на юг. Однако сторонники евроинтеграции в украинском правительстве жестко отстаивают изначально заложенный в строительство этого нефтепровода сценарий его использования для транспортировки центральноазиатской нефти в Европу. Правда, до сих пор Киев не может похвастаться ни подписанными контрактами с азиатскими и европейскими партнерами, ни даже наличием самого нефтепровода - его достройка по территории Польши только запланирована в будущем.
С осени украинское правительство привлекло в качестве третейского судьи американскую компанию Energy Solutions LLC, которая должна была изучить оба варианта использования нефтепровода Одесса-Броды и дать заключение о его сравнительной экономической привлекательности для Украины. Интересно, что на прошлой неделе украинское правительство, не дожидаясь выводов американских консультантов, приняло предварительное решение о нецелесообразности использования так называемого российского маршрута. А через несколько дней источники в украинском Министерстве топлива и энергетики сообщили прессе, что в якобы полученном от Energy Solutions LLC отчете содержатся противоположные рекомендации - о выгодности для Украины трехлетнего сотрудничества с Россией в вопросе реверсного использования нефтепровода. Но в минувшие выходные пресс-служба украинского Минтопэнерго опровергла эту информацию, заявив, что 15 января американские консультанты официально попросили украинскую сторону продлить подготовку упомянутого отчета до 31 января этого года. Министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов подтвердил последнюю информацию и добавил, что окончательное решение об эксплуатации нефтепровода Одесса-Броды будет принято до 1 февраля.
Судя по противоречивости поступающих сведений, в украинском правительстве развернулась серьезная борьба между сторонниками и противниками экономического сближения с Россией. Причем противостояние, видимо, подогревается извне. Так, посол Азербайджана на Украине Талят Алиев на днях заявил, что Баку продолжает рассматривать Одессу-Броды как одно из наиболее перспективных направлений транспортировки каспийской нефти. А в минувшую пятницу в Варшаве украинское правительство подписало договор о создании совместного украинско-польского предприятия, которое займется достройкой нефтепровода на участке Броды-Гданьск.
Прозападную позицию в этом вопросе занимает и специальный уполномоченный Украины по Евро-Азиатскому нефтетранспортному коридору (ЕАНТК), экс-председатель правления ЗАО "Укртранснафта" Александр Тодийчук. Он считает, что через 2-3 года работы в реверсном режиме, предлагаемом российской стороной, Одесса-Броды перестанет интересовать Европу. Тем более что с приходом к власти Михаила Саакашвили Грузия скорее всего интенсифицирует работу над строительством нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Сегодня это направление считается наиболее перспективным каналом поставок каспийской нефти в Европу. Так, посол Азербайджана на Украине Алиев заявил о готовности своей страны уже в мае 2005 года осуществить поставки нефти по грузинскому нефтепроводу. Поэтому противники российского проекта настаивают на том, что если Украина согласится на реверсное использование маршрута Одесса-Броды, то этот нефтепровод утратит свою актуальность для Европы, а поляки окажутся перед фактом, что вложенные в его достройку деньги не принесут той прибыли, которая планируется на сегодняшний день. Кстати, ТНК является одним из инвесторов нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. И ей, по мнению экспертов, невыгоден такой транзитный конкурент, как Украина с нефтепроводом Одесса-Броды...
Впрочем, точка в этом вопросе будет, видимо, поставлена в конце этой недели во время встречи Леонида Кучмы и Владимира Путина. Тем более что украинский президент уже однажды поддержал российский вариант использования нефтепровода, а в последнее время Киев, очевидно, ориентируется на сближение с Москвой.
Киев