250 миллионов долларов, выделенных не так давно Европейским банком реконструкции и развития на строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), счастливым образом соединились в копилке инициаторов проекта с такой же суммой от Всемирного банка. Разбивать копилку рановато: стоимость сооружения большой трубы (1760 км), которая должна пройти по территории Азербайджана, Грузии и Турции, - от 3,6 до 4,3 миллиарда долларов. И это оптимистическая оценка. Реальных частных инвесторов у БТД не было и нет. Проект изобилует почти непреодолимыми этнополитическими, сейсмическими и экологическими сложностями. С учетом всего этого одна седьмая необходимых средств - капля в море. Но что нам стоит трубу построить, если она - в доме, который построил дядя Сэм?
Энергетические коммуникации - оружие будущего. В Энергетической стратегии США, разработанной под чутким руководством вице-президента Ричарда Чейни, диверсификации маршрутов транспортировки нефти отведена решающая роль. Саудовские шейхи ненадежны - надо вести диалог с Россией. Россия отказывается строить нефтепроводы, контролируемые частными (в том числе иностранными) компаниями, - нужно создать ей альтернативу. Это расчетливая политика - расчетливая, впрочем, далеко не всегда в собственно экономическом смысле. И места сантиментам в ней нет.
Ценности, которые несет миру великий Манхэттен, Сияющий град на вершине холма, оказываются поверженными в прах из-за "доктрины Чейни", из-за нефтяных интересов, иногда даже не вполне артикулированных. Администрация Буша-младшего закрывает глаза и на преследования курдов в Турции, и на авторитаризм клана Алиевых, и на все вольности грузинского режима, и на прямую угрозу заповеднику Боржоми и курорту Джейхан, и на сейсмоопасность проекта - только бы диверсифицировать маршруты нефтяного транзита из Каспийского региона.
Нефтетранспортная активность Джорджа Буша, Ричарда Чейни и Кондолизы Райс понятна: все они имели прямое или косвенное отношение к нефтяному бизнесу США. Однако только корпоративными интересами чиновников внимания американской администрации к далеким от Америки маршрутам транспортировки нефти на Каспии не оправдать. Это долговременная политика: трубу Баку-Супса, означавшую первый удар по российским интересам в регионе, открывал еще президент Клинтон, а проект Каспийского трубопроводного консорциума родился не без участия бывшего спецпредставителя президента и госсекретаря по Каспию Элизабет Джонс. Заместитель госсекретаря по энергетике Стивен Манн - частый гость и в России, и в странах, по которым должен пролегать маршрут БТД.
По признаниям зарубежных нефтяников, администрация США буквально навязывала им участие в этом проекте. И вот итог: 500 млн. долл. из минимально необходимых 3,6 млрд. - от фактически контролируемого Соединенными Штатами Всемирного банка и отражающего интересы атлантистской евробюрократии ЕБРР. Частные компании привлечь так и не удалось.
Стоит ли игра свеч? Какая нефть будет прокачиваться по колоссальному нефтепроводу? Теоретически ответ известен: азербайджанская и казахстанская. Однако теория, говаривал известный герой Гете, сера, а древо жизни вечно зеленеет. На поверку оказывается, что для заполнения трубы бакинской нефти недостаточно (к тому же она легко транспортируется сегодня по российскому нефтепроводу Баку-Новороссийск), а казахстанскую надо еще не только добыть, но местами даже разведать. Именно поэтому столь скептически относятся к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан потенциальные инвесторы. Но БАМ, между прочим, тоже никак не окупался в стандартные для таких проектов сроки. А построен был - правда, окончательно только в 2002 году.
Американская администрация на наших глазах нарушает один из главных принципов демократической экономической политики, сформулированный еще Вудро Вильсоном и подтвержденный Франклином Делано Рузвельтом: можно и нужно влиять на приоритетные проекты, невозможно и ненужно их финансировать. Америка блефует. Но блефует жестко, открыто, масштабно. Результатом блефа может стать построенный ценой неимоверных усилий нефтепровод. А может - геополитическое поражение первой державы мира.