- Григорий Вадимович, насколько сейчас, по-вашему, необходима дифференциация налога на добычу полезных ископаемых?
- У меня негативное отношение к этой идее. Во-первых, методология дифференциации, которую может предложить МЭРТ, будет очень субъективна. Как обычно, попытаются учесть различные горно-геологические и экономико-географические факторы. Но здесь сразу возникнет нерешаемая проблема их выбора. Предположим, что отберут десяток ключевых, с точки зрения уважаемых экспертов, факторов вроде коэффициента извлечения нефти, обводненности, истощенности месторождения, уровня добычи нефти и т.п. Затем будет получена некая формула для определения ставки налога по конкретным месторождениям. Эта формула, может, и будет отчасти учитывать экономическую эффективность разработки каждого конкретного месторождения, но целиком отразить ее, естественно, не сможет. Для этого существуют более подходящие инструменты вроде налога на прибыль, налогов на текущие сверхдоходы и рентные налоги.
Во-вторых, сама необходимость введения дифференцированных ставок не бесспорна. Дифференциация обычно применяется в тех странах, где добыча падает и нужно стимулировать ее поддержание, либо для привлечения инвестиций, которых по каким-то причинам не хватает. У нас же сегодня добыча и так растет быстрее всех в мире, нефтяников уже давно не удовлетворяют существующие экспортные возможности. Инвестиционные потребности полностью покрываются собственными средствами компаний. В этой ситуации искусственно стимулировать добычу на истощенных месторождениях я большого смысла не вижу.
Наконец, предлагаемый механизм налогообложения будет неэффективным. Очевидно, он будет вносить искажения при принятии инвестиционных решений, не будет адекватно реагировать на изменение мировых цен на нефть, не будет стимулировать более эффективное использование недр, и он не будет легко администрируемым. Что точно будет - так это расцвет коррупции, потому что нефтяники будут торговаться с чиновниками на местах и манипулировать горно-геологическими факторами для уменьшения налога. В итоге общие поступления от НДПИ скорее всего снизятся по сравнению с тем, что мы имеем при единой ставке налога. В общем, это не тот вариант реформы налогообложения нефтедобычи, который нужен сегодня. Просто эта идея стала популярной.
- Вы упомянули, что эффективными могут быть только рентные механизмы. Каким образом?
- Под рентой обычно понимают сверхдоход, то есть выручку за вычетом эксплуатационных и капитальных затрат и определенной отдачи на вложенный капитал. Теоретически оптимальным является именно налог на ренту. Он не искажает инвестиционные решения, является гибким и прогрессивным. К сожалению, в чистом виде его использование на практике невозможно, прежде всего из-за сложности администрирования. У нас же администрирование находится на пещерном уровне. Чиновники признали свою неспособность собирать даже роялти - один из самых легко администрируемых и популярных нефтяных налогов в мире. Поэтому и был введен налог на добычу полезных ископаемых, привязанный к мировым ценам и добыче. Еще большие проблемы, естественно, возникают с налогом на прибыль. Поэтому сегодня вместо того, чтобы использовать менее искажающие налоги, которые привязаны к прибыльности и рентабельности проекта, предлагают дифференцировать НДПИ.
- Наверное, намерение изменить систему налогообложения связано с тем, что нефтяники платят мало налогов. Вы согласны с этим мнением?
- Большинство разумных экспертов сходятся на том, что при сегодняшних ценах на нефть государство могло бы изымать у нефтяников еще порядка 3 миллиарда долларов в год. При адресной поддержке 30 миллионов беднейших россиян - это 100 долларов на человека в год. Понятно, что только за счет нефти все бедные богатыми не станут. Нельзя забывать, что, кроме нефти, у нас много других природных ресурсов. В "нефтянке" все в последнее время стало относительно цивилизованно, открыто и прозрачно. Государству нужно обратить внимание на все природные ресурсы, а не выжимать все только из нефти и газа.
Подобная политика недальновидна, тем более что налоговая нагрузка на нефтяников и так достаточно высока. По моим оценкам, 70% текущих сверхдоходов в нефтедобыче и более 80% с учетом нефтепереработки уже изымается государством. Сегодня компании эту нагрузку выдерживают благодаря высоким ценам на нефть и тому, что им не приходится тратить большие деньги на поиск новых месторождений. Но в будущем инвестиции будут расти, и тогда нужно будет стимулировать поиск и разведку нефти, добычу на истощенных месторождениях. Государство должно думать о последствиях увеличения налоговой нагрузки на несколько лет вперед.