На закрытом заседании правительства в четверг будут обсуждены параметры Государственного оборонного заказа (ГОЗ) на 2004 год. Как рассказал "НГ" заместитель главы Минэкономразвития Владислав Путилин, финансовый план производства военной продукции, который в следующем году составит 341,2 млрд. рублей (около 14% расходной части бюджета), будет утвержден еще до начала нового года. Одновременно предприятиям дадут право заключать по утвержденным параметрам документа соответствующие контракты.
По мнению Путилина, это, во-первых, будет способствовать более равномерному расходованию в течение года оборонными заводами бюджетных средств и позволит избежать ситуации, когда на счетах предприятий ОПК остаются нереализованные финансовые ресурсы. Во-вторых, повысит дисциплину использования этих средств. Правительство ужесточает правила игры на рынке производства военной продукции, и впервые заключать контракты по оборонзаказу разрешено только в пределах первого квартала будущего года. "Кто не успел, тот опоздал!" - именно такой лозунг будет фигурировать в вопросах исполнения ГОЗа в 2004-м и последующих годах, заявляют в Минэкономразвития, глава которого и будет представлять ГОЗ на правительстве. Особенность нынешнего этапа реализации Гособоронзаказа заключается в том, что по отдельным проектам деньги на ГОЗ есть, а работы по ним не проводятся. С этим правительство, по мнению Путилина, намерено бороться, чтобы "научить производителей работать в условиях стабильной экономики".
Другой важной особенностью ГОЗа в следующем году станет то, что Минэкономразвития начнет планировать проведение торгов на производство военной продукции не только по так называемой тыловой составляющей, но и по системе общих вооружений. Скажем, это будет сделано в сфере производства боеприпасов среди однотипных оборонных предприятий. Торги, по мнению Путилина, могут снизить стоимость военной продукции в среднем на 15%. Однако Минэкономразвития вводит и другие рычаги уменьшения стоимости вооружений. Впервые предполагается заключать так называемые 3-годичные контракты. Это позволит, например, в 2006 году покупать продукцию "оборонки" по цене 2004 года.
Хотя проблемы все же остаются. По-прежнему высокие цены на военную продукцию держат монополисты - госпредприятия, производящие важные оборонные стратегические системы (в Стратегических ядерных силах, авиации и т.п.). По словам Путилина, правительство очень озабочено тем, что, скажем, за последние годы стоимость производства, к примеру, ракеты "Тополь-М" возросла в три раза, обогнав все мыслимые и немыслимые темпы инфляции в стране. Поэтому, по мнению Путилина, перед правительством стоит задача добиться, чтобы при запланированных ранее расходах количество конечной военной продукции не только не уменьшалось, а даже увеличивалось.
Замглавы Минэкономразвития опроверг тезис о том, что оборонзаказ на 2004 год недофинансирован на 25%. "Если быть точным, расходы в Гособоронзаказе-2004 только на 20% меньше тех, что изложены в Государственной программе вооружений", - заявил Путилин. При этом он подчеркнул, что расходы "не уменьшены, а оптимизированы" и они на 19,8% выше прошлогодних в общем ГОЗе, а в производстве военной техники и вооружений возросли на треть. При этом впервые возросла доля конечной продукции. По информации Путилина, в войска поступят новые танки Т-90, будет готов к серийному производству оперативно-тактический комплекс "Искандер", пройдут модернизацию самолеты Су-24, Су-25, МиГ-29 и МиГ-31.
Путилин обратил внимание на то, что массовые поставки серийной техники в войска начнутся только после 2010 года. А сейчас основные средства ГОЗа направлены на развитие НИОКР и испытания. При этом делается ставка на исследования в области информационно-разведывательных систем, военной космонавтики (рост более чем на 210%), высокоточного оружия и СЯС.