Президент Путин принимал вчера в Кремле делегацию Временного управляющего совета Ирака (ВУСИ) во главе с Абделем Азизом Аль-Хакимом. Это - первый прямой контакт главы Российского государства с представителями временных иракских органов власти, назначенными американцами после свержения Саддама Хусейна.
Иракское посольство в Москве не имеет к визиту никакого отношения, о чем было заявлено "НГ". Его организацией занимался МИД РФ. Кстати, сам министр Игорь Иванов не смог встретиться с иракскими гостями, поскольку находится в Венесуэле.
Главная тема московских переговоров - судьба иракского долга, который составляет около 8 млрд. долл., и контрактов, подписанных российскими компаниями при Саддаме Хусейне. Как заявил на встрече с Аль-Хакимом президент Путин, "российские компании готовы активно работать в Ираке, общий объем инвестиций со стороны российских компаний может в самое ближайшее время достигнуть 4 млрд. долл.".
Напомним, что Россия - один из крупнейших кредиторов Ирака в рамках Парижского клуба. (Среди других - Япония, Франция, Германия, США и Италия.) Один из наиболее известных контрактов российских компаний в Ираке - соглашение, заключенное консорциумом в составе "ЛУКОЙЛа" (68,5%), "Зарубежнефти" (3,25%), "Машинимпорта" (3,25%) и Министерства нефти и газа Ирака (25%) о разработке месторождения Западная Курна-2. Кстати, руководитель ВУСИ планировал вчера вечером провести специальную встречу с главой "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым.
Тон московских переговоров задал спецпредставитель президента США Джеймс Бейкер, побывавший здесь 18 декабря и заручившийся принципиальным согласием Кремля на списание части долга. В официальной версии это звучит так: "Российская сторона выразила готовность в ближайшее время приступить к переговорам по урегулированию задолженности в рамках Парижского клуба с целью добиться облегчения долгового бремени Ирака. Было подчеркнуто, что позиция российской стороны на переговорах будет определяться в том числе с учетом экономических интересов России и российских компаний в Ираке". В Вашингтоне с удовлетворением восприняли итоги встречи Путин-Бейкер. Как говорится в заявлении госдепа, "Россия готова работать в духе сотрудничества и партнерства".
На следующий день после встречи Путина с Бейкером замминистра иностранных дел Юрий Федотов выразил надежду, что контракты на разработку нефтяных месторождений, заключенные российскими компаниями при Саддаме Хусейне, не будут отменены. "Эти вопросы (касающиеся долга и контрактов. - "НГ") решаются в равных измерениях. Прогресс в одном из них будет способствовать успеху в другом", - сказал Федотов.
Коль скоро спецпосланник и близкий друг семьи Буша Бейкер согласовал в Москве основные вопросы, визит делегации ВУСИ выглядит в лучшем случае церемониальным. Главный вопрос для многих наблюдателей заключается в том, зачем представителей ВУСИ принимали на столь высоком уровне. С одной стороны, ВУСИ представлен основными политическими силами и в принципе выглядит симпатизирующим по отношению к России. С другой стороны, речь идет о людях, которые не являются избранными представителями и, возможно, никогда не станут такими, которые ничего решают и не имеют права подписи. Иными словами, политические обещания о расширении и углублении сотрудничества с Россией, которые раздают представители ВУСИ, еще только предстоит подтверждать (или опровергать) его законным властям. А таковые появятся в Ираке в лучшем случае в 2005 году.
Из документов Пентагона явствует, что возможность участия в восстановлении Ирака компаний стран, которые выступали против войны, исключена. В качестве самых активных из них себя зарекомендовали, как известно, Франция, Россия и Германия. Наблюдатели полагают, что, коль скоро антивоенный лагерь сейчас демонстрирует гибкость в вопросе списания иракского долга, Вашингтон может скорректировать свою позицию по восстановлению, например, разрешив неамериканским компаниям "дорабатывать" в Ираке. Что касается новых контрактов, то скорее всего пока можно говорить лишь о субподрядах, которые не дают особой прибыли.
Наблюдатели скептически воспринимают перспективы подключения России к восстановлению в Ираке. Работавшие в последнее время в стране российские специалисты отмечают, что и в этом вопросе американское давление слишком сильно. Один из российских представителей, работавших в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", заявил "НГ", что с большим трудом удалось даже завершить работу по контрактам, одобренным ООН. (Сама программа была свернута в конце ноября.)
* * *
"НГ" решила выяснить у экспертов, как они оценивают перспективы российского участия в восстановлении Ирака, в том числе и в свете визита делегации ВУСИ, а также насколько нашим интересам отвечает списание иракских долгов.
Доктор Ибрагим Тауфик, ведущий научный сотрудник ИВ РАН
Иракцы прекрасно понимают, что им требуется некоторый противовес американцам и британцам, чтобы "выторговывать" хоть какие-то уступки у последних. Поэтому позиция России очень важна для представителей ВУСИ, которым было бы выгодно играть на противоречиях Москвы и союзников по коалиции. Ираку выгодно продолжать сотрудничество с Россией хотя бы в тех областях, в которых оно ведется уже многие годы. Разорвать эти контакты для Багдада было бы чисто экономически нецелесообразно. Но то, насколько охотно американцы будут допускать Россию к сотрудничеству с Ираком, будет определяться готовностью Москвы урегулировать проблему иракского долга.
Владимир Лахин, первый заместитель председателя ФГУП ВО "Машиноэкспорт"
У нас в Ираке зависло несколько контрактов. В частности, прекращены поставки холодильных установок и школьных принадлежностей в рамках гуманитарной программы "Нефть в обмен на продовольствие". Однако мы имеем подтверждение от ООН, что контракты будут исполняться, и наши иракские партнеры готовы продолжить сотрудничество. Мы ожидаем, что визит главы Временного управляющего совета Ирака поможет сдвинуть с мертвой точки решение этой проблемы.
Валерий Миронов, ведущий эксперт фонда экономических исследований "Центр развития"
Нужно сопоставить стоимость потерь России от списания иракского долга с выгодами от получения "ЛУКОЙЛом" месторождения. Поскольку переговоры ведет правительство, оно должно рассчитывать на то, что выгоды "ЛУКОЙЛа" будут больше потерянных долгов, и в перспективе бюджет получит эту сумму в виде налогов. Только тогда это может быть выгодно для России.
Лев Сныков, аналитик нефтегазового сектора ИК "НИКойл"
Выгодные производственные условия, низкие затраты на добычу плюс широкие экспортные возможности, связанные с отсутствием зависимости от "Транснефти" и более либеральными условиями экспорта, делают месторождение Западная Курна-2 привлекательным. И шансы у "ЛУКОЙЛа" есть. Компания ведет переговоры по этому поводу и не оставляет надежды получить контракт. Понятно, что в данном случае интересы западных, прежде всего американских, компаний имеют преимущество. Но обещание России списать долги может быть одним из условий достижения договоренностей.