Настоящему профессионалу рекламного бизнеса объявления о вакансиях читать не нужно.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Нехватка кадров в рекламном бизнесе - признанный факт. По мнению президента рекламного агентства BBDO Эллы Стюарт и президента коммуникационной группы "Maxima" Владимира Евстафьева, эта проблема - одна из важнейших в рекламе. Генеральный директор PA "United Campaigns Publicis" Светлана Шупе считает нехватку кадров определяющим фактором для всего российского рекламного бизнеса. Как сообщила "НГ" руководитель службы персонала РА "Видео Интернэшнл" Светлана Головатюк, причина нехватки специалистов заключается в том, что рекламная индустрия еще очень молода, а кадровая составляющая любого бизнеса формируется вместе с отраслью.
По словам Светланы Головатюк, чтобы появление специалистов в рекламном бизнесе было поставлено "на поток", должен сформироваться преподавательский состав, причем преподавателями должны стать практики рекламы. Случаи, когда практики рекламного бизнеса приходят в вузы преподавать, уже существуют, но до критической массы еще далеко. Талантливым, ярким специалистам интереснее работать в рекламном бизнесе, реализуя собственные амбиции, чем передавать свой опыт "новичкам".
Цепочка, которую предлагает реализовать Светлана Головатюк, должна быть следующей. Необходимо, чтобы появились сильные преподаватели, в нескольких вузах из них бы сформировались кафедры с разными школами преподавания; выпускники этих кафедр, обладая всеми необходимым знаниями, через три года после выхода из вуза становились бы профессионалами. Когда эта цепочка заработает, можно будет сказать, что проблема кадров в рекламном бизнесе решена. С тем, что преподаватели должны быть практиками, а не "маркетологами-теоретиками", соглашается и президент рекламного агентства BBDO Элла Стюарт. По ее мнению, формальное существование вузов, готовящих рекламщиков, не спасает отрасль.
Президент коммуникационной группы "Maxima" Владимир Евстафьев сообщил "НГ", что сегодня в России существуют более 60 вузов, готовящих рекламщиков. Самыми знаменитыми и популярными институтами сегодня являются Высшая школа рекламы при Московском институте молодежи и Московский международный институт рекламы.
В связи с нехваткой специалистов в рекламном бизнесе распространен так называемый "хантинг", то есть переманивание специалистов. Зачастую, чтобы привлечь клиента, нужен сильный эккаунт-менеджер, который, возможно, уже ведет клиента в другом агентстве; возможно, переход этого менеджера будет мотивом смены агентства и для клиента. При прочих равных клиент всегда остается с конкретным менеджером и конкретным генеральным директором. Поэтому роль личности очень велика, причем для любой специальности - медиа, стратегическое планирование, креатив. А если компания понимает, что для увеличения объемов нужно привлекать ярких специалистов, она привлекает "хэд-хантеров" (от английского "охотник за головами". - "НГ"). Мотивами переманивания становится все одновременно - и карьерный рост, и зарплата, и бонусы и личность руководителя. Часто даже придумывают новые должности, чтобы дать желаемый статус новым людям.
Особенно все сказанное касается топ-менеджмента. Если необходим топ-менеджер на конкретное направление очень часто выходом становится переманивание. Единственное и довольно частое исключение - это ситуация полного отсутствия на рынке соответствующих профессионалов. Тогда приходится "растить" своих сотрудников. В этом есть и положительная сторона - "свои" люди будут лояльны.
По мнению Владимира Евстафьева, "хэд-хантинг" сегодня - просто бич для рекламных агентств. Более-менее приличных специалистов переманивают на значительно более высокие зарплаты. Страдают от этого, кстати, все. С одной стороны, агентствам сложно содержать дорогостоящих специалистов. С другой стороны, менеджерам, которые, в общем, не стоят таких денег, предлагают сверхвысокие зарплаты. Они вынуждены бросать свои коллективы, своих клиентов, свои "насиженные места" и переходить на новое место, где порой их ждет разочарование. Владимир Евстафьев считает, что проблема переманивания является сейчас самой острой среди всех других проблем, которые следует решить средствами саморегулирования.
Однако, как утверждает генеральный директор PA "United Campaigns Publicis" Светлана Шупе, картина не столь пессимистична. Конечно, очень обидно бывает терять специалистов, однако в "хантинге" есть и положительная сторона. Она заключается в том, что, переходя из компании в компанию, человек приобретает ценный опыт. Бывает так, что специалист меняет агентство за агентством и через несколько лет возвращается на свое первое место работы более серьезным профессионалом. Как говорит Светлана Шупе, такие случаи, конечно, немногочисленны и очень индивидуальны, однако иногда есть смысл принять человека на работу обратно, поскольку это выгодно.
Приглашать специалистов из-за границы также можно, но на очень конкретные, узкие задачи. Российский и зарубежный рынки очень разные, и "экспатам" бывает сложно адаптировать свой опыт к российским реалиям. Однако иногда западный менеджер бывает необходим, говорит руководитель отдела персонала "Видео Интернэшнл" Светлана Головатюк. Например, когда у клиента агентства в штате есть иностранные специалисты, работающие в России по контракту. Экспатам легче общаться друг с другом, они говорят на одном "культурном языке". Возможна и другая ситуация: компания продвигает новую для России услугу, которая уже получила развитие на Западе. Пригласив иностранного специалиста, компания имеет шанс стать первым агентством, предлагающим эту услугу клиентам.
Конечно, российский рекламный рынок пока сильно отстает от западного. Однако у российских специалистов есть огромное преимущество - энтузиазм в работе. По словам Светланы Шупе, это одно из необходимейших и очень дефицитных за рубежом качеств рекламщика. Россиянам может не хватать опыта. Однако в ближайшем будущем баланс между профессионализмом и энтузиазмом будет достигнут, и тогда настанет золотое время для рекламного рынка России.