На заседании кабинета министров в минувший четверг премьер-министр РФ Михаил Касьянов провозгласил конец переходного периода в российской экономике. Теперь, когда "политические силы, которые поддерживает правительство, расширили свое представительство" в Госдуме, кабинет министров, по словам премьера, получил возможность более решительно проводить преобразования. Так, Касьянов выразил надежду, что бюджет, например, будет приниматься за 2 дня.
В четверг правительство в целом одобрило предложения Минэкономразвития по разработке федеральных целевых программ (ФЦП). МЭРТ предлагает повысить долю госрасходов, распределяемых по принципу целевого программного финансирования, с 8% до 40% и ужесточить контроль за использованием средств.
Эффективность ФЦП, которые действуют сейчас, весьма низка. Как заявил премьер-министр, цели многих ФЦП не всегда последовательно выполняются. В результате же, как выразился премьер, получаются "не полностью федеральные, не полностью целевые и не полностью программы". Однако в будущем правительство намерено серьезно использовать целевой метод распределения бюджетных средств. Уже сейчас концентрация средств в ФПЦ повысилась в три раза: число ФЦП с 2000 года сократилось со 170 до 50, а объем выделяемых средств, наоборот, вырос с 50 млрд. до 160 млрд. рублей.
Как сказал журналистам представлявший доклад МЭРТа первый замминистра экономического развития Иван Матеров, целевые расходы в отличие от сметных - более прогрессивны, и максимальное увеличение их доли приведет к экономии. Пока доля затрат на ФЦП в непроцентных расходах федерального бюджета слишком мала - в 2003 году она составила 8,4%. К 2007 году, по словам Матерова, надо выйти на 40-50%. Кроме того, будет "подвергнута корректировке" Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), через которую государство осуществляет капвложения. По мнению МЭРТа, в сегодняшнем виде ФАИП лишь распыляет средства.
Сейчас дело с реализацией ФЦП обстоит плачевно - запросы госзаказчиков могут превышать возможности бюджета. Вдобавок к этому некоторые заказчики, готовя программу, обещают привлечь для ее финансирования региональные и внебюджетные средства, но этих средств не привлекают, а уже на второй год ставят вопрос о повышении госфинансирования своей ФЦП. В результате выполняются лишь положения программ. Теперь контроль за реализацией ФЦП будет ужесточен. Внести в них изменения будет невозможно, а руководитель ведомства-госзаказчика будет нести персональную ответственность за достижение целей и использование выделенных денег.
Основой формирования новых ФЦП должны стать административная реформа. В частности, именно через ФЦП будут финансироваться национальная безопасность, социальная инфраструктура, здравоохранение и стимулироваться инновации. По словам председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова, в случае успеха планов правительства "уже не придется сталкиваться с лоббизмом в сторону интересов каких-то экономических или неэкономических групп".
К 2005 году на смену действующим ФЦП должны прийти 20 новых, которые будут формироваться уже по другим принципам. МЭРТ до 1 февраля 2004-го доработает свои предложения и объявит новые принципы ФЦП госзаказчикам, которые, в свою очередь, должны переработать свои программы до 1 апреля.