Сотовый телефон уже стал весьма привлекательным средством для афер. Страдают самые доверчивые. Например, недавно в одно из столичных отделений уголовного розыска поступило заявление от пожилой женщины, пострадавшей от мошенничества. По ее словам, ей на мобильный телефон недавно позвонил мужчина и представился старым другом. Он сказал, что попал в ДТП, и ему срочно требуется помощь. "Старый знакомый" попросил женщину одолжить ему деньги и оставить их в почтовом ящике, что пострадавшая и не замедлила сделать. Старый друг оказался мошенником. Оперативники попытались найти его по определившемуся телефону, однако владелец номера, как и ожидалось, оказался "мертвой душой". По словам источника "НГ" в МВД, подобные дела, как правило, не раскрываются. Чаще всего пострадавшие даже не обращаются в правоохранительные органы.
Летом 2003 года в Москве, Волгограде, Рязани и других российских городах практиковался и другой вид "мобильного" мошенничества. Абонентам одного крупного оператора сообщали по сотовому телефону, что их номер победил в акции, проводимой известной радиостанцией. Победитель якобы выигрывал мобильный телефон, получить который можно было, купив платежную карту этого оператора в течение получаса и сообщив код активации. Забрать свой приз "счастливчик" мог на радиостанции, предъявив свой паспорт и карточку. Естественно, что там абонентам сообщали, что никакой акции не проводится.
Описанный сценарий мошенничества разыгрывался с различными вариациями. Иногда жертве предлагалось заказать песню и передать привет в прямом эфире друзьям. Вероятность того, что обманываемый человек в данный момент слушает именно эту станцию, очень мала. Правдоподобность же ситуации удваивалась.
Мобильник по-прежнему и лакомый кусочек для жуликов разных мастей. Не так давно в Петербурге владельцы мобильных телефонов столкнулись с новым видом мошенничества - так называемым "муляжом". Корреспонденту "НГ" рассказали следующую историю.
... К студенту истфака СПбГУ подошел молодой человек и попросил позвонить с мобильного телефона. "Тебе это ничего стоить не будет, я вставлю свою SIM-карту, у моего телефона сел аккумулятор, а автомобильный зарядник я купить не успел", - заявил незнакомец. Карту вставили, и через минуту разговора молодой человек, "не вешая трубку", сообщил, что ему необходимо сбегать до машины, посмотреть чей-то телефон в записной книжке. Заметив на лице хозяина телефона замешательство, молодой человек предложил оставить свой аппарат в залог, после чего выбежал на улицу.
Ожидая возвращения своего телефона, студент осмотрел новинку и очень скоро понял, что его "нагрели". В его руках оказался муляж - пластмассовый корпус "мобильника" с наклеенной картинкой вместо дисплея... Как рассказал очевидец этого события, в тот день на истфаке еще как минимум два человека получили муляжи взамен своих телефонов.
Еще один способ отъема мобильника: человек застревает в лифте, связывается с диспетчером, и тот сообщает, что "помощь идет". Вскоре двери лифта слегка разжимаются, и туда заглядывает человек в спецовке. После нескольких неудачных попыток открыть двери механик сообщает, что одному ему не справиться и надо идти за подмогой. Застрявший негодует, предвкушая длительное ожидание, а механик говорит, что может ускорить процесс, если клиент даст телефон, чтобы позвонить коллеге. Готовый на все узник лифта отдает телефон, а через несколько минут его вызволяет настоящий механик, недоумевающий относительно своего нерадивого "коллеги". Дело в том, что современные лифты оснащены различными системами безопасности, и в том числе механизмом принудительной блокировки кабины. Обладая некоторыми сведениями о работе этих систем, злоумышленники могут заблокировать кабину, а потом явиться под видом механика.
Другой способ обогатиться за счет пользователей мобильной связи рассчитан на любителей всего бесплатного. В интернете регулярно появляются заманчивые предложения сделать бесплатными все исходящие звонки с мобильного телефона. За небольшие деньги - от 20 до 50 долларов виртуальные коммерсанты предлагают некую программу, которая способна перенастроить ваш телефон так, что все звонки с него будут восприниматься оператором как бесплатные вызовы службы техподдержки. После получения денег коммерсанты исчезают, а за ними - и сайт с "волшебным" предложением. А за звонки люди платить продолжают. По полной программе...