Владислав Стрельцов ждет притока 'пенсионных' денег.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
-Владислав Юрьевич, в последние месяцы стало очевидно, насколько фондовый рынок зависит от действий властей. Скажем, атаки на ЮКОС резко опустили индекс РТС. Будет ли и в дальнейшем сохраняться эта зависимость? Каковы ваши прогнозы индекса?
- Доля ЮКОСа в капитализации российского рынка велика и потому снижение цен на акции этой компании тут же отображается на динамике индекса РТС. Сыграла свою роль и череда не очень хороших новостей для инвесторов.
Надеюсь, что уровень в 500 пунктов станет минимальным значением индекса РТС после октября этого года. Считаю, что в долгосрочной перспективе тренд все-таки останется положительным и рынок достигнет прежнего значения индекса. Но говорить о сроках, когда это случится, трудно.
Хотелось бы подчеркнуть, что взвешенные политические и экономические решения, развитие инфраструктуры могут в не очень далеком будущем привести к уменьшению неустойчивости рынка. Это небыстрый и сложный процесс, требующий кропотливого и последовательного разрешения накопившихся проблем.
- А как бы вы оценили состояние российского фондового рынка в целом, вне зависимости от последних событий?
- Основная проблема нашего рынка - небольшое количество акций в свободном обращении (free float) и малое количество инструментов. Хотя в целом рынок интересен для инвесторов, понимающих, что российские компании фундаментально недооценены.
Естественно, акции первого эшелона торгуются и за рубежом, и на отечественных локальных биржах, но будущее рынка России все-таки должно определяться развитием инструментов второго эшелона, инструментов срочного рынка (фьючерсов и опционов), а также увеличением числа первичных размещений акций (IPO).
На самом деле я не вижу существенной разницы между российским и развитыми рынками - модели примерно одинаковые. Более того, наш рынок начал развиваться совсем недавно, и мы заимствовали все самое лучшее из западного опыта. То, что они проходили в своем развитии за 10 лет, мы проходим за год.
- ФКЦБ и Минфин сейчас разрабатывают новую модель регулирования фондового рынка. Как вы считаете, необходим ли рынку единый "мегарегулятор" и каковы будут последствия его создания? Кто вообще должен регулировать рынок?
- Как руководитель коммерческой структуры, я не могу сказать, кто должен быть регулятором. Могу только отметить, что мне, как участнику рынка, проще работать с тем ведомством, которое учитывает интересы рынка, помогает развивать новые инструменты. Если возможно сделать это в рамках мегарегулятора - отлично. Если это будет просто бюрократическая структура, то, конечно, она будет тормозить развитие сектора. Но в любом случае все зависит не от постановления, которое примут, а от того, как новый орган будет работать.
- Ждете ли вы притока на фондовый рынок "пенсионных" денег?
- Появление пенсионных денег - хорошая возможность для увеличения рынка, но не думаю, что оно произойдет сразу. Потому что деньги, которые планируется вывести в первые 2-3 года, незначительны по сравнению с объемами рынка - они смогут увеличить его всего на 6-8%. Лишь в дальнейшем при условии наличия инструментов и развития пенсионной системы в целом это может повлиять на рост объемов торгов на фондовом рынке.
- Каким образом необходимо развивать фондовый рынок?
- В мире есть несколько моделей финансирования экономики: одна - с помощью фондового рынка, другая - напрямую, через банковское кредитование. По какому пути мы пойдем, сейчас непонятно. В России представлены обе модели.
На мой взгляд, развивать надо в первую очередь срочный рынок, который у нас занимает небольшую долю - всего 5-10% от общего объема рынка. В развитых странах доля рынка производных финансовых инструментов составляет 50-60%. Кроме того, реально торгуемых акций у нас слишком мало; торги сконцентрированы на 10 самых ликвидных бумагах. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, что российский фондовый рынок не сможет развиваться без развития акций второго эшелона.
- Насколько сложно физическим лицам войти на фондовый рынок?
- Физические лица уже присутствуют на рынке, развивается интернет-трейдинг, и активные инвесторы через брокеров уже присутствуют на нем. Их число не очень велико, но этот сектор динамично развивается.
Для дальнейшего развития этого сектора должна быть создана соответствующая регулятивная база, да и вопросы борьбы с манипуляциями тоже должны быть лучше проработаны. Но в принципе структура фондового рынка готова обслуживать физических лиц. Однако тут мы опять упираемся в количество ликвидных инструментов: а что им покупать? Да и по существующим инструментам ликвидность не очень высока, а "расторговывать" низколиквидную бумагу трудно.