Вице-премьер Владимир Яковлев (в центре) протянул руку помощи транспортникам.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Более пяти тысяч человек собрались вчера на научно-практическую конференцию в Государственном Кремлевском дворце, чтобы обсудить транспортную стратегию РФ до 2025 года. Документ содержит довольно амбициозные, но, как надеется Минтранс, выполнимые цели.
Для презентации стратегии выбран удачный момент: завтра с открытием Северо-Муйского тоннеля завершается 29-летнее строительство БАМа. Вместе с тем эта магистраль - печальный пример неэффективности нынешней российской транспортной системы: как и Транссиб, она загружена лишь на четверть от запланированного объема. Между тем для увеличения экспорта из России нефти, зерна и угля транспортных мощностей не хватает.
Как заявил вице-премьер Владимир Яковлев, акцент в стратегии делается на создании дорожной сети на востоке страны. Длина дорог в России должна увеличиться вдвое - до 1,5 млн. км. В результате к 2025 году 40 тысяч населенных пунктов должны получить постоянный выход к основной дорожной сети. Вырастет мобильность населения (сейчас она в 2,5 раза ниже, чем на Западе), а транспортные затраты - в два раза уменьшатся. Кроме того, министр транспорта РФ Сергей Франк пообещал, что уже к 2010 году российские порты будут перерабатывать 80% внешнеторговых грузов (сейчас 75%), а российские автоперевозчики смогут на равных конкурировать с иностранными.
Выступление Яковлева продемонстрировало, что правительство готово поддержать почти все инициативы Минтранса. Например, вернуть отечественные морские суда под российский флаг (если 10 лет назад наши суда обеспечивали 60% экспортно-импортных перевозок, то сейчас их доля составляет всего 4% - судовладельцы регистрируют корабли в офшорах). Исправить ситуацию должен закон о реестре судов. Кроме того, Яковлев объявил полезной господдержку приобретения подвижного состава автотранспортными предприятиями (напомним, эту идею Минтранс тоже защищает довольно давно).
Чтобы решить эти проблемы, Минтранс призывает удвоить инвестиции в транспортную отрасль (сейчас сюда поступает 15% всех вложений, а сам транспорт дает 8% ВВП). Как сказал корреспонденту "НГ" Сергей Франк, ежегодно инвестиции в отрасль должны составлять 600 млрд. рублей. При этом государственный и частный капитал будут выступать в качестве партнеров; так, в большинстве проектов четверть вложений - государственная, остальное - частное.
Источниками инвестиций Минтранс называет как международные заимствования, так и внутренние целевые займы, которые появятся в 2004 году. В целом уровень финансирования стратегии Франк назвал "вполне реалистичным".
Вместе с тем транспорт планируется перевести на рыночную основу, а государство оставить хозяйствующим субъектом только в особо крупных и важных компаниях. В авиаперевозках предусматривается сократить число авиакомпаний. Пока неясно, будет ли проводиться приватизация трубопроводного транспорта. Правда, Сергей Франк подтвердил "НГ", что развитие конкуренции в этих видах транспорта желаемо и будет вестись с учетом их особенностей в долгосрочной перспективе.
18 декабря транспортная стратегия будет рассмотрена правительством РФ. Очевидно, главным спорным моментом станет вопрос тарифной политики. Так, введенный в августе этого года прейскурант 10-01 на железнодорожные перевозки, который МПС не устает объявлять прогрессивным, на деле, по словам председателя Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова, вызвал значительный рост тарифов и нетарифных платежей.