Вчера в правительство поступил доклад Минэкономразвития с анализом последствий введения системы специальных счетов для оплаты налога на добавленную стоимость (НДС) для экономики. Выводы готовившей этот доклад рабочей группы под руководством замминистра экономического развития Аркадия Дворковича неутешительны. Как говорится в документе, оказавшемся в распоряжении "НГ", введение НДС-счетов повергнет российскую экономику в шок, а часть малых и средних предприятий может и вовсе погибнуть.
Напомним, с 1 июля 2004 года правительство собирается ввести систему специальных счетов, которые будут использоваться только для оплаты НДС. По мнению предложившего систему Минфина, это должно сделать мошенничество с возвратом НДС более дорогим и менее эффективным. Как ранее пояснял замминистра финансов Сергей Шаталов, новая система позволит отследить операции фирм-однодневок, которые сейчас выпадают из поля зрения налоговиков. При этом Минфин заверяет, что заботится в первую очередь о бизнесе: по словам Шаталова, уплата НДС всеми предприятиями - "дополнительное условие для справедливой конкуренции на рынке". Однако в докладе МЭРТа эти доводы отметаются. "Полагаем, что предложенные в законопроекте нормы не могут повысить эффективности мероприятий налогового контроля, а также не упростят процедуру производства по делам о налоговых правонарушениях в отношении так называемых фирм-однодневок", - пишут авторы доклада.
Но самое главное - система НДС-счетов больно ударит по бизнесу. Как рассказал "НГ" замруководителя комитета РСПП по налоговой политике Станислав Воскресенский, участвовавший в подготовке доклада МЭРТа, введение НДС-счетов приведет к удорожанию для бизнеса таких важных операций, как кредитование, долгосрочные инвестиции и лизинг. Так, сказано в докладе, "для предприятий с недостатком оборотных средств, осуществляющих капитальные вложения за счет привлеченных средств, налоговая нагрузка будет существенно выше, так как механизм возврата налога в систему оборотных средств компании невозможен". Также в докладе указывается, что рост реальной ставки НДС, по сравнению с действующей, составит 1-3 пункта, а для отдельных предприятий - до 7 пунктов, то есть превысит 27%. А снижение НДС до 18% окажется бесполезным.
Кроме того, перевод средств на НДС-счета приведет к изъятию части оборотных средств у предприятий. "Удар будет тем сильнее, чем выше в отрасли добавленная стоимость, - говорит Воскресенский. - И если крупный бизнес выстоит, то малые и средние предприятия могут либо погибнуть, либо уйти в тень".
"Произойдет изъятие денежной массы в объеме 20% месячной добавленной стоимости, - обрисовал "НГ" макроэкономические последствия НДС-счетов другой эксперт рабочей группы консультант Центра фискальной политики Юрий Кузнецов. - То есть общая денежная масса окажется урезана на 6-7%. Для сравнения: во время Великой депрессии в США за 1931 год денежная масса сократилась на 6,8%". Как отмечается в докладе, разовое сжатие денежной массы может достичь 144 млрд. рублей, или 7,6%. Таким образом, говорит Кузнецов, страна за всего лишь полтора месяца окажется ввергнута в дефляционный шок, и методы денежной политики тут не помогут.
"Все это, - констатируют авторы доклада, - может повлечь сокращение объемов производства и/или инвестиций по сравнению с возможными". А по мнению Воскресенского, существует риск, что отечественная экономика вообще этого не перенесет.
Правда, Минфин предусмотрел компенсационные меры. Однако эксперты не верят, что они помогут. "Чтобы компенсировать потери, будет изменено начисление НДС по объектам капстроительства, но где у нас ведется капстроительство? В основном в добывающих отраслях, - сказал "НГ" ведущий эксперт фонда "Центр развития" Валерий Миронов. - Для них же еще один "пряник" - упрощение возмещения НДС по экспортным операциям. Там действительно сложная ситуация, но если эту систему упростить, диверсификации экономики это не поможет".
Хуже всего, как отмечается в докладе, придется электроэнергетике, машиностроению и металлообработке, легкой и пищевой промышленности, сельскому и жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, торговле, бытовым услугам и здравоохранению. "Вопрос ставится... о возможности дальнейшего эффективного функционирования отраслей в принципе", констатирует МЭРТ.