Вчера в Счетной палате РФ прошло заседание круглого стола, посвященного проблемам управления российским госдолгом.
На этом заседании первый заместитель министра финансов РФ Алексей Улюкаев заявил, что Россия постарается погасить свой долг перед Международным валютным фондом (МВФ) уже к 2006 году. По его мнению, Россия должна перестать быть заемщиком у МВФ. По словам замминистра, досрочное погашение долга позволит значительно снизить объем процентных платежей. Напомним, что в начале нынешнего года российский долг перед МВФ оценивался в 6,5 млрд. долларов. Примерно треть этой суммы (2,1 млрд.) предполагалось выплатить уже в 2003 году. А окончательно с долгом МВФ планировалось расквитаться в 2008 году.
Кроме того, Алексей Улюкаев рассказал, что вопрос о погашении Россией долга Советского Союза будет "полностью урегулирован" уже в 2004 году. Правда, стоит заметить, что вряд ли это является такой уж серьезной проблемой. Сам же замминистра сказал, что на середину 2003 года доля госдолга бывшего СССР в общем объеме внешнего долга России составляла всего 5%. Однако советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов заявил, что для планирования выплат по долгам нужно точно знать, сколько Россия должна. А ЦБ РФ и Минфин, проводя расчеты долга по разным методикам, мешают в этом разобраться. Для получения точной статистики Андрей Илларионов предложил провести выверку госдолга РФ.
Собравшиеся обсудили и бюджетную политику в целом. Председатель Счетной палаты Сергей Степашин выразил мнение, что профицитная бюджетная политика, которая позволила снизить долговое бремя, теперь "может стать тормозом для развития перерабатывающих отраслей и экономического роста". Он отметил, что в настоящее время такая политика, по существу, подменяет денежно-кредитную, так как "направлена на изъятие излишней денежной ликвидности и снижение инфляционного давления". Сергей Степашин считает, что если и не стоит отказываться от профицитной политики полностью, то по крайней мере необходимо ее смягчить. Особенно теперь, когда решена долговая проблема, государство вполне может вернуться к рефинансированию долга новыми заимствованиями и направить дополнительные доходы на стимулирование экономического роста. Глава Счетной палаты даже знает, куда именно государство может направить эти доходы: на сокращение налогового бремени, на производство и потребление, либо на социальные выплаты и увеличение финансирования государственных инвестиционных программ.