Центробанк в ближайшие годы намерен ограничить свое влияние на валютный рынок и перейти к плавающему валютному курсу. Об этом вчера заявил первый зампред этого ведомства Олег Вьюгин. По его словам, пришло время, когда необходимо перейти к более объективной оценке курса рубля.
Сейчас же Центробанк проводит политику управляемого валютного курса - иными словами позволяет осуществлять денежное вмешательство в биржевые торги, поддерживая национальную валюту на том уровне, который считает необходимым. Официальные же курсы, как правило, устанавливаются по итогам биржевых торгов, однако последнее слово все-таки - за ведомством Сергея Игнатьева.
Причина же вчерашнего решения, несомненно, кроется в том, что Центробанк как никогда уверовал в крепость российских денег. Буквально накануне другой его представитель - зампред Константин Корищенко заявил, что размещение золотовалютных резервов в рублях является наиболее безопасным способом их хранения. Именно рубль, по мнению ЦБ, является сегодня наиболее сбалансированным активом. Еще больше укрепить его должен переход к плавающему валютному курсу. Это, в свою очередь, является важным фактором для привлечения инвестиций в российскую экономику, переживающую сейчас этап модернизации.
"Более объективно оцененные российские активы, за исключением сектора экономики, полностью ориентированного на экспорт, будут способствовать большему притоку инвестиций", - отмечает Олег Вьюгин.
Не исключено, впрочем, что подобная уверенность слишком преждевременна. Напомним, что последний раз тема перехода к свободному плавающему курсу рубля дебатировалась в середине 1997 года, когда ситуация на рынках была очень похожа на сегодняшнюю. По утверждению тогдашнего первого зампреда ЦБ Сергея Алексашенко, рубль являлся в июне настолько стабильной валютой, что Банку России уже приходилось сдерживать его рост по отношению к доллару. Сергей Алексашенко говорил, что покупка ЦБ валюты на внутреннем рынке удвоила только за месяц валютные резервы. К середине же лета, по его словам, Банк России практически исчерпал возможности снижения курса российской валюты по отношению к доллару США запланированными темпами. Алексашенко в тот момент не скрыл, что "мы (то есть ЦБ) насытились долларами" и предупреждал: "Мы не можем отпустить доллар в свободное плавание, так как он бы резко упал, что не соответствует интересам ни экспортеров, ни простых людей, у которых большая часть сбережений находится в долларах". Цифры укрепления рубля тогда, кстати, очень походили на нынешние - по данным Минфина, реальное удорожание рубля за I полугодие 1997 года составило 4,4%.
А в последний раз заявления о переходе к плавающему валютному курсу делал Сергей Дубинин - 17 августа 1998 года. Тогда власти рассчитывали на то, что рубль будет "плавать" в коридоре 6-9,5 рубля за доллар, однако буквально через несколько дней эти барьеры были пробиты и рубль девальвировался в четыре раза. Иными словами, крепость рубля оказалась дутой и испытания внешними кризисами - прежде всего низкими ценами на нефть - он не прошел.
Сегодня ситуация очень похожа. И эксперты предупреждают Центробанк, что "отпускать" рубль надо очень осторожно и не допускать ошибок предыдущих лет. "За последний год способность рубля к "плаванию" заметно выросла, хотя и не до того уровня, как у наиболее распространенных мировых валют. Но вряд ли Олег Вьюгин предлагает совсем отпустить рубль. Ведь российская экономика, и в том числе курс рубля, сильно зависит от нефтяного и газового рынка. Именно из-за этой зависимости плавающий курс не добавит стабильности нашей экономике", - считает эксперт Экономической экспертной группы Виктория Воронина.
Аналитик Объединенной финансовой группы Владислав Орешкин отмечает, что МВФ давно призывает Россию перейти к плавающему валютному курсу. "В принципе рано или поздно ЦБ перестанет столь существенно, как сейчас, влиять на валютный рынок. Первые признаки наметившегося перехода уже появились с июля текущего года - Центробанк стал закупать меньше валюты. Правда, в текущей ситуации, когда евро усиливает свои позиции к доллару, это связано скорее с тем, что Центробанк не сильно беспокоится о реальном укреплении рубля. Тем не менее рубль почувствовал себя свободнее. Однако в следующем году, по нашим прогнозам, переход к плавающему курсу вряд ли возможен. Валютное предложение продолжит заметно превышать спрос, и Центробанк будет по-прежнему закупать много валюты. Возможно, полностью перейти к плавающему валютному курсу ЦБ сможет лишь с 2005 года. Однако в любом случае этот переход будет постепенным и Центробанк будет присутствовать на рынке, предотвращая сильные колебания курса".
Начальник аналитического отдела компании "Финам" Сергей Аринин полагает, что заявление Вьюгина вполне укладывается в рамки нынешней политики Центробанка. "Он постепенно переходит от регулирования валютных курсов к регулированию процентных ставок, как в большинстве развитых стран. Такая политика является более независимой, ведь при регулировании курсов Центробанку приходится подстраиваться не только под внутриэкономическую ситуацию, но еще и под события на мировом рынке, в частности под колебания доллара. Плавающий курс, конечно, заметно увеличит амплитуду возможных колебаний курса рубля, что может негативно отразиться на отечественных производителях. И все-таки с точки зрения долгосрочной перспективы это правильная стратегия. В конце концов, вряд ли стране нужны производители, вся успешность которых зависит исключительно от дешевизны национальной валюты", - говорит он.