Олег Вьюгин пока не готов покупать золото для ЦБ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фо о)
Банк России не рассматривает серьезно предложение заместителя генерального прокурора РФ Владимира Колесникова о передаче контроля над ЦБ президенту или правительству страны. Об этом вчера сообщил журналистам первый зампред ЦБ Олег Вьюгин. "Есть Конституция РФ, в которой определена роль Центрального банка как института, независимого от исполнительных органов власти. Переподчинение ЦБ, таким образом, затрагивает Конституцию, а ее изменение маловероятно", - сказал Олег Вьюгин. Отвечая на вопрос, чем могут быть вызваны инициативы подобного рода, он отметил, что "я понимаю так, что у Центрального банка слишком большие золотовалютные резервы - 65 млрд. долл. У многих возникает вопрос: "Такие большие резервы и просто так лежат?" При этом зампред ЦБ говорит, что те, кто предлагает использовать резервы Банка России, забывают, что "за эти 65 млрд. долл. уже заплачено, они приобретены за рубли. Поэтому запустить их в оборот будет равносильно их вторичной покупке".
Продолжая тему золотовалютных резервов (ЗВР), Олег Вьюгин сообщил, что Центральный банк не планирует в ближайшее время увеличивать долю золота в структуре ЗВР. "Золото довольно дорого и не слишком ликвидно как резервный актив. 10% - это оптимальная доля его в структуре резервов. У нас сейчас поменьше, но это не означает, что мы бросимся докупать золото. Поскольку любые покупки должны быть выгодны, а сейчас условия не очень хорошие для того, чтобы покупать золото".
Олег Вьюгин вчера также вступил с докладом на прошедшем в РСПП круглом столе "Проблемы и потребности развития рыночной инфраструктуры управления рисками". Он рассказал о внешних рисках, которым подвержена российская экономика. Его вывод - при падении мировых цен на нефть до уровня 15 долларов за баррель и повышении стоимости заимствований для нашей страны на 3-4% госсектор практически не пострадает. "Дефицит платежного баланса может составить в этом случае 2-3 млрд. долл., дефицит бюджета - 2-2,5% ВВП, - отметил Вьюгин. - С точки зрения мировой практики эти цифры не страшны, поскольку дефицит платежного баланса может быть финансирован из резервов Центрального банка, а дефицит бюджета - из внешних или внутренних источников".
По мнению первого зампреда ЦБ, главной проблемой становится устойчивость частного сектора к "внешним шокам". В свою очередь, устойчивость частного сектора зависит от благополучия банковской системы, которое будет зависеть от ряда факторов (рисков). Самым важным является кредитоспособность заемщиков. По словам Вьюгина, примерно 40% кредитов, выданных предприятиям нефинансового сектора, приходится на экспортно-ориентированные компании. В такой ситуации "многое будет зависеть от того, станут ли предприятия перекладывать свои риски на банки, как это было, например, в 1998 году, или же будут мобилизовывать собственные резервы", - отметил Вьюгин. Другой опасностью является возможность вывода нерезидентами (иностранцами) своих средств, которых, по оценке ЦБ, в российском банковском секторе 14 млрд. долл. К прочим рискам Олег Вьюгин отнес кризисы на фондовом рынке, колебания валютного курса, окончательную либерализацию валютного регулирования.
Из проведенного анализа Олег Вьюгин делает вывод, что опасность для частного сектора в России не очень велика, поскольку число банков, которое обслуживает интересы экспортеров и имеет слишком большую долю средств нерезидентов, исчисляется парой десятков, хотя большинство из этих кредитных организаций входят в 20 ведущих банков страны. "Можно промоделировать ситуацию, когда подвергнуться кризису может около 20% банковских активов", - заявил Олег Вьюгин. "20% - достаточно существенный объем, и если государство не будет предпринимать соответствующие меры, то можно предположить достаточно серьезный кризис", - добавил он. Правда, потом решил несколько смягчить впечатление и сказал, что "все же вероятность кризиса невелика, а объем задолженности частного сектора не позволяет говорить о его зависимости от внешних факторов".