0
1069
Газета Экономика Интернет-версия

17.11.2003 00:00:00

Олигархи предпочитают молчать

Тэги: рспп, съезд, путин, олигархия, юкос


рспп, съезд, путин, олигархия, юкос И Игорь Юргенс (слева), и Виктор Вексельберг по достоинству оценили выступление президента.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Владимир Потанин, президент компании "Интеррос"

- Ответил ли президент на имеющиеся у бизнеса вопросы?

- Я внимательно слушал выступление президента, в его речи прозвучало много позитивного. В частности, взаимодействие бизнеса и власти и дальше должно происходить в конструктивном ключе. Кроме того, президент рассчитывает на бизнес-сообщество в решении проблем, которые стоят перед страной, он определил место бизнеса как одного из элементов гражданского общества. На наиболее злободневные вопросы ответы мы получили.

Речь президента прерывалась аплодисментами. Это означает, что он очень точно понимает те проблемы, которые беспокоят бизнес-сообщество, и дает совершенно позитивные ответы на это.

- Как вы относитесь к недавним заявлениям замгенпрокурора Владимира Колесникова?

- Не далее как сегодня Владимир Владимирович призвал к определенной корректности в обсуждении вопросов правового характера. Я сам воздерживаюсь от некорректных высказываний в этой области и думаю, что остальные тоже так должны делать.

Олег Киселев, член бюро РСПП

- Ответил ли президент на имеющиеся у бизнеса вопросы?

- Я доволен тем, что сказал президент о земле, о промышленной политике. Считаю, что он очень осторожно относится к идеологии промышленной политики. И как руководитель рабочей группы РСПП по земельной политике согласен с утверждением президента, что земля под предприятиями должна отдаваться бесплатно. Но ничего нового по взаимоотношениям власти и бизнеса я не услышал. Наши вопросы остались в "Матросской Тишине".

- Как вы относитесь к недавним заявлениям замгенпрокурора Владимира Колесникова?

- Дефиниции Колесникова вообще не обсуждаются. Я предлагаю представить его к награде в области экономики, он открытия совершает. В стране, выбравшей демократический путь развития, должны быть разные мнения, но мнения официальных лиц должны быть в русле единой политики. Наличие диаметрально противоположных точек зрения у людей, уполномоченных говорить от имени государства, меня по меньшей мере смущает, а по большей мере - настораживает.

- "Дело Ходорковского" как-то скажется на бегстве капиталов?

- Самым положительным образом. Оно увеличится.

Виктор Вексельберг, председатель совета директоров "СУАЛ-холдинга"

- Как вы расценили выступление президента?

- Каких-то принципиально новых вещей я не услышал. И это в чем-то хорошо. Что касается ситуации с ЮКОСом, то я разделил бы ситуацию на отношение к компании и отношение к Михаилу Ходорковскому. Я считаю, что заключение - это чрезмерная мера.

Думаю, что президент не ставил себе задачу успокаивать бизнес-сообщество по той простой причине, что мы в этом не нуждаемся.

Борис Титов, вице-президент РСПП

- Как вы расценили выступление президента?

- Президент сделал очень важное и ответственное заявление по выкупу земли. Что же касается ЮКОСа, то здесь сказано было немного. Не была дана оценка действиям прокуратуры, хотя, например, выступления замгенпрокурора Владимира Колесникова повергают бизнес-сообщество в некий шок. Мы должны наладить диалог между бизнесом и властью, о чем говорил президент, но здесь нужны какие-то конкретные формы этого диалога. Пока же о диалоге только говорится.

* * *

Съезд РСПП вопреки слухам последних дней все-таки дождался главу государства. Впрочем, то, что президент приедет на съезд, стало ясно уже на подходах к Дому советов. Нервные сотрудники ФСО и работники ГИБДД, длинная очередь журналистов┘ Но, несмотря на эти верные приметы, делегаты все равно спрашивали друг у друга "Он придет?" и отвечали себе: "Должен". "Он" не подвел и приехал. Через 23 минуты после начала съезда делегаты услышали слова немного волнующегося Аркадия Вольского: "Я вас покину минуты на полторы - пойду за руководством..."

Через полторы минуты он вернулся уже вместе с ним. "Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин", - сказал дрогнувшим голосом Аркадий Вольский. Путин прошел к трибуне и произнес небольшую речь. Президент говорил в основном об административной реформе, а также призвал предпринимателей к большей социальной активности. Про главную тему последних дней - аресты предпринимателей - не было сказано ни слова. Один из кремлевских собеседников "НГ" так объяснил, почему Путин не стал в своей основной речи касаться темы взаимоотношений бизнеса и власти: "Президент об этом уже много говорил, последний раз - на только что прошедшей встрече с главой МВФ. Не было смысла еще раз акцентировать на этом внимание". После главы государства слово взял руководитель РСПП.

Выступление Аркадия Вольского было не только гораздо длиннее президентского, но отличалось большей эмоциональностью и достаточно жесткой критикой в адрес власти. Зал три раза прерывал доклад аплодисментами. Первый раз поддержал заявление о единстве бизнес-сообщества, второй - требование безвозмездной передачи земли предприятиям и ограничения произвола местных властей, третий - слова о необходимости безусловного отказа от силовых мер при решении экономических задач. Путин все выступление сидел и тщательно делал пометки в блокноте. Все ждали ответного слова. И, как выяснилось, не зря.

Президент сделал отечественному бизнесу царский подарок, хотя, правильнее сказать, намекнул, что сделает, но и этого оказалось достаточным. Речь шла о вечном русском вопросе - о земле. "Срок (выкупа предприятиями земли. - "НГ".) будет перенесен на два года. Об этом уже договорились. Это обязательно нужно сделать. Но, больше того, продажа земельных участков под приватизированными предприятиями, по сути, вторичная продажа, я считаю, несправедлива", - сказал президент. "Браво!" - кричали в ответ степенные директора промышленных гигантов и владельцы небольших свечных заводиков. Все, что говорил президент потом, воспринималось впавшими в состояние эйфории делегатами в том же радужном ключе, хотя некоторые слова Путина трудно назвать "мягкими".

"Не будем уходить от острых вопросов. Что касается дискуссии по конкретным уголовным делам, то нужно привыкать к определенной правовой культуре, а не скатываться к внепроцессуальным решениям", - это утверждение Путина скорее всего было адресовано замгенпрокурору Владимиру Колесникову, буквально накануне съезда пообещавшему упрятать за решетку не только главу ЮКОСа, но и других его коллег-олигархов. "Если нам с вами что-то не нравится в деятельности правоохранительных органов, - продолжал президент, - вызывает сомнения, нужно в этом случае совершенствовать отдельные институты государства". Имел ли в виду глава государства реформу Генпрокуратуры, осталось за кадром.

"В наших условиях, когда у нас еще все "на живую нитку" сделано, любое уголовное дело по бизнесу вызывает настороженность и тревогу. И я вас прекрасно понимаю, потому что всегда возникает мысль: не будет ли поворота в прошлое? Не будет. Это невозможно. Бизнес и власть не только будут продолжать диалог друг с другом. Более того - они, на мой взгляд, обязаны вместе работать и будут вместе работать", - завершил "острую" часть Путин.

Президента провожали громкими продолжительными аплодисментами, которые он сам же пытался прервать. Так не аплодировали главе государства даже мэры, в минувший вторник заседавшие в Колонном зале. А глава РСПП несколько раз в ходе первой части заседания благодарил Владимира Путина за то, что он пришел на съезд. Александр Лившиц из "Русского алюминия" так охарактеризовал всеобщий восторг: "Когда президент сказал, что перепродавать землю под предприятиями - это несправедливо, народ просто завыл, он уже не хлопал, а в голос орал "ура".

Любопытно не только то, как предприниматели приветствовали руководителя страны, но и как они вели себя в кулуарах после его выступления. Большинство любыми путями пытались избежать контактов с представителями СМИ. Даже обычно общительные олигархи скрывались в специальной VIP-комнате или быстро покидали Колонный зал. Стремительно промчался к выходу Олег Дерипаска. Так и не вышел к журналистам обычно доброжелательный к прессе Каха Бендукидзе.

На съезде о Ходорковском практически не говорили, хотя и переизбрали в состав правления РСПП. Если бы не журналисты, то делегаты, оккупировавшие после перерыва буфет, наверное, и не вспомнили бы о нем ни разу. Земля - это да, а сидящий коллега - это частный случай и чужая проблема. Единственный раз что-то человеческое прорвалось у вице-президента РСПП Олега Киселева, который на пресс-конференции сказал: "Все, что происходит с Мишей - это ужасно". Но защищать его никто не будет.

Поведение крупных предпринимателей, обычно гордящихся тем, что они производят львиную долю ВВП страны, косвенно объяснил, разумеется на условиях анонимности, информированный источник в Кремле. "Скажите, "дело ЮКОСа" - это образцово-показательная порка или можно ожидать подобных разбирательств с другими крупными предпринимателями?" - поинтересовался корреспондент "НГ". Мой собеседник был краток: "Не исключено, что за Ходорковским последуют и другие".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1539
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1365
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1609
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1528

Другие новости