На днях трехсторонняя рабочая группа по совершенствованию межбюджетных отношений утвердила новый порядок наполнения Дорожного фонда. Субъекты Федерации этим порядком недовольны - они считают, что выделенные им суммы слишком малы. Правительство же указывает на нецелевое использование средств дорожных фондов.
По словам министра финансов Алексея Кудрина, цель нынешней методики наполнения Дорожного фонда - сохранить объем дорожного строительства в следующем году на том же уровне, что и в 2002 году (он считается успешным для российского дорожного хозяйства). Новая методика распределения средств "более справедлива, чем была до сих пор", считает министр финансов; она компенсирует субъектам отмену четырехпроцентного налога с оборота, который наполнял территориальные дорожные фонды. Теперь в них будут направляться акцизы на нефтепродукты, транспортный и земельный налоги, 1,5% налога на прибыль, задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств. Кроме того, в 2004 году на дорожное строительство регионам дополнительно выделят из федерального бюджета 29 млрд. рублей субвенций и субсидий. В итоге в дорожные фонды по всей стране в следующем 2004 году должно поступить 233,2 млрд. рублей. Вместе с тем правительство собирается выделять субсидии лишь под строительство конкретных, стратегических объектов.
Несмотря на то что Госдума и Совет Федерации одобрили проект, представители регионов продолжают указывать на недостатки методики. В качестве одного из них называется новый порядок распределения акцизов на нефть. Сейчас 10% из собранных акцизов остается в регионе, а 50% "поднимается" и перераспределяется между другими субъектами. Прежняя методика, по словам первого замминистра транспорта РФ, главы Росавтодора Игоря Слюняева, приводила к тому, что 80% акцизных сборов оставалось всего лишь в 22 субъектах.
В свою очередь, территориальные дорожные фонды, по мысли представлявшего методику Слюняева, должны получать при перераспределении акцизов и из федерального бюджета средства в зависимости лишь от количества зарегистрированного в регионе автотранспорта и длины дорог. Представители регионов, правда, возражали, что даже с "добавками" денег все равно не хватит. На что Слюняев напомнил, что всего лишь несколько регионов направляют средства из дорожных фондов, например те же 10% акцизов, именно на дорожное строительство.
Были и более серьезные возражения - так, зампредседателя бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов считает, что в проект доходов, которые попадут в дорожные фонды в 2004 году, заложены "нереальные цифры налогов", например, транспортный налог в размере 47,5 млрд. рублей. Впрочем, в правительстве также признают, что фактические поступления в дорожные фонды будут меньше, но уверены, что методика все равно позволит выйти на объемы 2002 года.
Особый вопрос - мосты. Денег на их строительство не хватит при любом порядке "дорожных" отчислений. В год и так в стране вводится в действие не больше одного моста. Поэтому Минтранс настаивает на обращении к международным займам. Этот вопрос будет обсуждаться на правительстве в рамках рассмотрения программы дорожного строительства до 2025 года. Ее должен представить Минтранс до 25 декабря 2003 года.