В выходные международное рейтинговое агентство Fitch устами своего аналитика Эдварда Паркера заявило, что из-за событий вокруг ЮКОСа Fitch не будет присваивать России инвестиционный рейтинг. Как передает агентство Reuters, Паркер сказал: "Дело ЮКОСа" свидетельствует о том, что в России есть пространство для улучшения ситуации, прежде чем получить инвестиционные рейтинги. Когда мы повысили рейтинг России в мае, мы сказали, что не ожидаем его изменения до президентских выборов, но события минувшей недели запятнали рыночное и реформистское реноме президента Владимира Путина. Это был негативный сигнал по поводу политики, которую мы можем ожидать во время его второго срока".
Позиция Fitch явно ужесточилась. Напомним, что 13 мая 2003 года агентство повысило рейтинг России, в результате чего до инвестиционного уровня стране оставалась всего одна ступень. И тогда в Fitch не сомневались, что текущий политический курс РФ будет сохранен; а в конце октября агентство заявило, что не будет снижать рейтинг России в связи с арестом Михаила Ходорковского.
Впрочем, эксперты спокойно отнеслись к этой новости. По словам аналитиков, сам по себе кредитный рейтинг мало что значит, тем более для нашей страны.
"С присвоением кредитного рейтинга, по сути, ничего не меняется, - сказал корреспонденту "НГ" аналитик ИК "Проспект" Александр Корчагин. - На мой взгляд, Fitch просто поспешило воспользоваться тем, что решение Moody"s о присвоении рейтинга было достаточно поспешным и авантюрным шагом".
"Вряд ли серьезные исследователи будут ориентироваться на рейтинги как на серьезные параметры, характеризующие состояние экономики, - высказал "НГ" свое мнение заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин. - В частности, именно Moody"s в 1998 году сначала перед дефолтом умудрилось поднять нас на пару пунктов, а потом сразу после него на 4 опустить".
А вице-президент аналитического управления "Ренессанс-Капитал" Алексей Моисеев уверен, что радикальные изменения инвестиционного климата наступят лишь тогда, когда минует ситуация "раздвоенности" (рейтинг Moody"s у России есть, а рейтинга Standart&Poors нет). "Сейчас все смотрят не на инвестиционный рейтинг страны, а на состояние акций ЮКОСа и "Сибнефти", - добавляет Моисеев.
"Рейтинг - это способность страны погасить свои долги, больше ничего, - сказал "НГ" аналитик ИК "Атон" Тим Маккатчен. - И на сегодняшний день у России очень высокая способность погасить свои долги. Другой фактор, который тоже играет роль, - это не только способность, но и намерение. Но я не думаю, что у кого-нибудь есть сомнение, что Россия не будет гасить свои долги". По мнению Маккатчена, рынок уже считает, что Россия достигла инвестиционного уровня; у нашей страны почти 60 млрд. долларов денежных запасов, профицит бюджета и торговый профицит. Поэтому, как обычно, рейтинговые агентства запаздывают с реальной оценкой положения на рынке.
По мнению Моисеева, и Fitch, и S&P к концу 2004 года все равно присвоят нашей стране инвестиционный рейтинг. "Конечно, есть разговоры о национализации и прочих угрозах, но в них никто не верит, особенно после вчерашних заявлений Медведева", - считает Моисеев. Итогом этих "сенсационных заявлений" стал рост фондовых показателей - индекс РТС вырос более чем на 5,7% и превысил уровень в 535 пунктов, а акции ЮКОСа прибавили в цене более 7%.
В одном сходятся все эксперты - теперь проблемы с инвестиционным климатом кроются в политической сфере. "Повлиять на присвоение инвестиционного рейтинга могут результаты выборов, формирование новой администрации, нового правительства и уже его декларации о намерениях продолжать экономические реформы и благожелательное расположение", - уверен Корчагин. А Тим Маккатчен полагает, что вся сложность - в отсутствии у российских властей единой политики.