Очнувшись после паники, российские финансовые рынки вчера начали расти. Курс доллара вновь упал ниже 30 рублей, отыграв весь свой 16-копеечный рост в понедельник. На фондовых биржах рост был не таким существенным, тем не менее стоимость ценных бумаг всех лидеров рынка, в том числе нефтяного сектора, выросла в пределах 3-5%. Арест главы ЮКОСа Михаила Ходорковского оказался сильным, но очень кратковременным негативным фактором, поэтому вчера на биржах дилерам оставалось лишь осторожно покупать сброшенные ценные бумаги и думать - что это было? Впрочем, эксперты полагают, что радоваться рано. В средне- и долгосрочной перспективе следует ждать более серьезных перемен.
Помимо простого желания купить дешевые ценные бумаги в расчете на их будущий рост биржевыми спекулянтами двигали вчера сразу несколько факторов. В частности, реакция иностранных инвесторов на события вокруг ЮКОСа оказалась более сдержанной, чем ожидалось. Кроме того, рейтинговое агентство "Мудиз" объявило, что не намерено пересматривать рейтинг России в связи с арестом Михаила Ходорковского. Вице-президент агентства Джонатан Шиффер заявил, что его организация рассматривает это событие "как частный случай господина Ходорковского, а не как изменение позиции правительства страны в отношении рыночных и структурных реформ, налоговой политики или управления долгом". Агентство "Стэндарт энд Пурз" еще в понедельник на фоне обвала финансовых рынков объявляло, что не будет снижать рейтинг не только России, но даже непосредственно ЮКОСа. В заявлении агентства отмечено, что в его рейтингах уже учитываются все страновые риски, в том числе непрозрачность, непредсказуемость правовых институтов в России.
"Мы теперь видим, какую реакцию могут вызвать акции типа ареста Ходорковского, и с этой точки зрения вчерашний обвал очень важен, - сказал корреспонденту "НГ" научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Я полагаю, что такие акции будут проходить не часто, но они чрезвычайно опасны. Последствия обвала будут ощущаться на российском фондовом рынке еще месяца 2-3, но мы не должны преувеличивать его роль как отражения настроения инвесторов и делового климата в стране. Все-таки он у нас еще очень маленький и является очень скромным источником вложений в реальный сектор, инвестиции на нем в основном спекулятивные. Действия правительства, которое медвежьим способом пытается, если верить президенту, "отмыть" нашу экономику, приведут к тому, что сроки формирования фондового рынка будут растягиваться, он не будет выполнять свои функции".
Однако эксперты полагают, что обвал фондового рынка - не единственное и не главное последствие заключения под стражу главы ЮКОСа. Гораздо более важной станет среднесрочная угроза оттока капитала из страны в случае усиления правовых рисков для бизнеса. "Отток капитала уже усилился, - считает Евгений Ясин. - Рынок заранее реагирует на ожидаемые события, и в третьем квартале текущего года отток капитала составил 7,7 миллиарда долларов после того, как в первом полугодии мы имели положительное сальдо. Если мы будем наблюдать, что в четвертом квартале по сравнению с третьим отток капитала из России сократится, можно сказать, что российский бизнес не реагирует или положительно реагирует на акции властей. Если же он останется прежним или возрастет, это станет в каком-то смысле приговором. Сегодня российская экономика находится на подъеме, в значительной степени за счет доверия, которое накапливалось в экономике начиная с 2000 года. Сейчас она получила щелчок по носу, и я считаю, что она среагирует плохо". "Пока сложно рассчитывать на качественный скачок притока средств, особенно от западных инвесторов, а вот отток капитала, вероятно, усилится", - согласен с Евгением Ясиным аналитик ИК "Церих" Сергей Захаров.
Евгений Ясин видит и "гораздо более далекие последствия" произошедшего. "Действия властей можно трактовать так: они увидели, что экономика идет на лад и можно начать энергично действовать в своих интересах, - считает он. - С моей точки зрения, это реакция бюрократии и ее попытка реванша за то, что она потеряла в прошлые годы после начала реформ. Если ей все удастся, это может иметь долгосрочные последствия в виде снижения темпов экономического роста, ослабления деловой активности. В этом смысле операция "чистые руки", проведенная над Михаилом Ходорковским, приведет к прямо противоположным результатам".