Сегодня Госсовет России под руководством Владимира Путина будет обсуждать новую транспортную стратегию государства. Накануне итоги наработок профильной группы Госсовета под руководством губернатора Новосибирской области Владимира Толоконского подвел президиум ГС. Как сообщили журналистам министр путей сообщения Вадим Морозов, министр транспорта Сергей Франк и сам Толоконский, транспортная сеть должна стать единой, мобильной, конкурентоспособной, а главное, безопасной и социально доступной. Отвечая на вопрос "НГ" о возможности слияния МПС и Минтранса, Вадим Морозов заявил, что объединение двух министерств в одно ведомство вопреки слухам пока не намечается и, более того, "неуместно".
"Никакими правительственными документами подобное объединение не предусмотрено, - отметил глава МПС. - Железные дороги в России имеют самостоятельное значение". Глава Минтранса Сергей Франк эту точку зрения разделяет и отмечает, что при выработке транспортной стратегии есть более важные приоритеты, чем "архитектура госуправления". Например, улучшение качества дорог, "понижение смертности в автокатастрофах на 50%". Губернатор Толоконский, со своей стороны, напомнил о проблеме "транспортной дискриминации" - морские, воздушные и наземные "коридоры" должны объединять регионы и людей.
Госконцепция, предложенная к рассмотрению, провозглашает единую транспортную политику и влечет общие для всех заинтересованных сторон проблемы. Например, вопрос финансового обеспечения реформ. Обозревателю "НГ" Франк заявил, что сегодня потребности транспортной инфраструктуры, не считая трубопроводов, эквивалентны 600 млрд. рублей ежегодных инвестиций. Лишь четверть этой суммы дает бюджет. Стало быть, государственное финансирование в данном случае - не выход, как не является панацеей и введение платы за пользование отдельными дорогами.
По словам Франка, власть прежде всего рассчитывает на новации. Например, создание в портовых городах свободных экономических зон, а также долгосрочные внутренние государственные займы - способ хотя и устаревший, но зато проверенный. Последняя мера уже заложена в бюджет на 2004 год. Особая надежда, по словам Франка, возлагается на средний и малый бизнес. "Наш принцип: пользователь платит. Любишь кататься - люби и саночки возить", - рассуждает министр. И вот пример: развивать приграничные транспортные отношения в Калининграде активно помогают заинтересованные частные компании, осознающие перспективы своих усилий. Помимо прочего предполагается использовать схему субсидирования процентной ставки при покупке авиатранспорта.
Трудности реформирования транспортной системы, как подчеркивают авторы реформы, не должны сказаться на простых гражданах: социальный приоритет - один из основополагающих в стратегии. По словам Франка, россияне к 2010 году станут мобильнее, а власти должны обеспечить им "конституционное право на свободу передвижения" - комфортные и безопасные дороги для владельцев автотранспорта, безопасное перемещение и разумные тарифы. Привлечение частных инвесторов и расширение частного сектора в транспортной системе, как утверждают эксперты, не должны умалить государственное правление отрасли.
Транспортная политика, как подчеркивают в Кремле, сегодня является одним из важнейших государственных приоритетов. В первую очередь как социально значимый и перспективный для состояния ВВП вид экономики. На практике - это увеличение протяженности региональных дорог, реформа железнодорожного транспорта, активная реконструкция портовых сооружений, присвоение части модернизированных аэропортов в регионах международного статуса.
Моментального преображения, впрочем, никто не обещает. По словам Франка, важен сам факт перехода "к долгосрочному планированию". Если сегодняшнее собрание губернаторов одобрит концепцию - труд экспертов станет основой для перспективной деятельности правительства до 2025 года.