Американцы воспользовались проходящим в Бангкоке саммитом организации Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), чтобы обвинить Китай в "нечестной" валютной политике и в очередной раз попытались надавить на Пекин, чтобы он укрепил юань. Руководство КНР, со своей стороны, отвергло обвинения Вашингтона и сделало вид, что пошло на уступки - как сообщила американская газета "Нью-Йорк таймс", председатель КНР Ху Цзиньтао дал согласие на создание группы из китайских и американских экспертов для изучения вопроса о путях перехода Китая к плавающему курсу юаня.
"Недооцененность" китайской валюты, по мнению Вашингтона, серьезно вредит американской экономике. В США заявляют, что Пекин, поддерживая низкий курс юаня (с 1995 года жестко привязан к доллару в соотношении 8,3:1), искусственно стимулирует свой экспорт в США. Результатом такой "нерыночной" политики стал дефицит торгового баланса с КНР (оценивается в 103 млрд. долларов в 2002 году) и безработица в США. От Китая требуют перестать манипулировать валютным курсом и отпустить юань в "свободное плавание" либо ревальвировать его.
К китайцам американцы апеллируют далеко не первый раз. Однако, пожалуй, впервые давление оказывается на столь высоком уровне - в дело включились президент США Джордж Буш и госсекретарь Колин Пауэлл. А буквально месяц назад китайцев "уламывал" министр финансов Джон Сноу. И, по сути, никаких результатов тогдашний визит, как и беседы Буша с Ху Цзиньтао на форуме АТЭС, не принесли.
Более того, китайский лидер в принципе исключил возможность принятия быстрых мер по ревальвации юаня и заявил, что нынешний фактически фиксированный курс национальной валюты КНР является лучшим вариантом для Китая и для мировой экономики. После такого заявления решение о создании китайско-американской экспертной группы выглядит лишь словесной уступкой.
С надуманностью американских претензий согласны и экономисты. Как говорит аналитик инвестиционного банка "Морган Стэнли" Энди Се, Китаю ни в коем случае не следует укреплять национальную валюту. "Если Китай не выдержит внешнего давления и проведет ревальвацию юаня, это будет настоящей катастрофой для страны", - предупреждает Се.
Претензии Вашингтона, уверены эксперты, попросту некорректны - паритет "юань-доллар" не меняется уже 8 лет. А основная часть китайского экспорта в США приходится на долю американских компаний, перенесших производство в КНР. Американские же отрасли, наиболее уязвимые от импорта из Китая (текстиль и электроника), составляют менее 2% ВВП США.
Резко против американских демаршей выступают и страны азиатского региона, которых устраивает нынешняя валютная политика Пекина. Азиатские экономики в значительной степени работают поставщиками сырья и комплектующих на китайские заводы. И положительное сальдо Китая в торговле с США отчасти компенсируется отрицательным сальдо в китайской торговле со странами Юго-Восточной Азии, Тайванем и Южной Кореей в размере свыше 55 млрд. долларов.
Эксперты винят в возникшей напряженности "некомпетентность" администрации Буша. В Бангкоке указывают на сходство с ситуацией 20-летней давности, когда результатом снижения налогов со стороны Рейгана стал большой бюджетный и торговый дефицит. Обвинена в этом тогда была Япония. Реальным же мотивом демаршей США специалисты считают политические соображения. Буш подходит к выборам 2004 года с "багажом" в 2,7 млн. потерянных за период его президентства рабочих мест. Это - невиданная со времен президентства Гувера цифра. Поскольку американцы традиционно больше всего озабочены состоянием экономики, неудивительно, что Буш решил пойти по пути Рейгана и сделать "политическим козлом отпущения" другую страну - на сей раз Китай.
Местные наблюдатели утверждают, что Буш сам себя загоняет в тупик, вынося спор с КНР на публику. Неуступчивость Пекина будет скорее всего расценена как поражение Вашингтона, которое будет иметь следствия и во внешне-, и внутриполитической сфере. К примеру, если Белый дом переусердствует, он рискует потерять китайцев как посредников в переговорах с КНДР. Да и Бушу на старте президентской кампании-2004 совершенно не нужны "провалы" в экономике.
Валютные баталии между США и Китаем выходят далеко за рамки двусторонних отношений. Предсказывается даже, что ответным демаршем Пекина - в случае усиления американского давления - может стать перевод значительной части своих резервов в евро. Что тогда будет с долларом, предсказать не берется никто.
Бангкок