Вчера группа сотрудников Института экономики переходного периода (ИЭПП) выступила перед журналистами, чтобы дать свои оценки принятому во втором чтении федеральному бюджету на 2004 год. Оценки экономистов из этого учреждения весьма показательны - во всяком случае, их можно считать не только частным мнением, но и отражением тех взглядов, которые сложились на либеральном фланге нашего политико-экономического истеблишмента.
В целом либеральные эксперты оценивают бюджет-2004 на "хорошо" - как заявил руководитель лаборатории налоговой и бюджетной политики Саид Баткибеков, он хорош настолько, насколько правительство смогло его сделать таким в нынешних политических условиях. Хорошо, что отменили налог с продаж. Хорошо, что приняли решение о формировании стабилизационного фонда. Снижение налоговой нагрузки на ВВП составляет 0,8%. Ну, а прирост ВВП гайдаровский институт прогнозирует даже большим, чем правительство: в нынешнем году - не 5,9, а 6,5%, в будущем - не 5,2, а 5,5%. Правда, в области госрасходов ничего нового нет - реформой госучреждений или системой госзакупок предстоит заняться в 2004-2005 годах.
Тот удивляющий многих факт, что Россия одновременно собирается и погашать внешний долг, и делать новые долги, руководитель лаборатории денежно-кредитной политики Сергей Дробышевский посчитал вполне нормальным. Лучше сейчас, когда наш кредитный рейтинг растет, сформировать "на черный день" достаточно большой стабилизационный фонд. Ибо, когда черный день настанет, вероятно, мы просто не будем иметь возможности брать взаймы.
Экспертам из "гайдаровского" института не нравится ситуация с раскрытием бюджетной информации. Например, тот факт, что в Законе "Об исполнении бюджета" раскрывается меньше сведений, чем в проекте бюджета. Саид Баткибеков отметил, что у России есть обязательства перед НАТО и другими международными организациями - и поэтому в НАТО правительство посылает больше информации, чем собственным парламентариям. Сейчас правительство сняло гриф секретности с некоторых позиций военного бюджета, но при этом резко увеличило финансирование секретной и совершенно непонятной статьи "прочие расходы".
А к предлагаемой Минфином системе специальных счетов для расчетов по налогу на добавленную стоимость специалисты ИЭПП относятся настороженно. По словам руководителя лаборатории фискального федерализма Ильи Трунина, данная система будет работать только при условии, если она будет принята в предельно жесткой форме, без оставления предприятиям каких бы то ни было лазеек. Но такой вариант станет шоком для бизнеса: пятая часть всех оборотных средств будет заморожена на спецсчетах. Чтобы смягчить последствия новой системы, правительство предлагает ряд компенсационных мер: ускорение возврата НДС экспортерам, освобождение от НДС капвложений, а может быть, даже и любых авансовых платежей. Но, зная, сколь острыми будут дискуссии между лоббистскими группами, Илья Трунин высказал опасение, что предельно жесткой система не будет, а так как Минфин будет это понимать, то и никаких компенсационных улучшений в налогообложение он тоже не внесет. В результате налоговая система только страшно запутается и усложнится. В то же время ход обсуждений в правительстве и президентской администрации позволяет говорить о том, что в том или ином виде система спецсчетов будет внедрена обязательно.