- Почему регионы так обеспокоены ситуацией с акцизами на нефтепродукты?
- Беспокойство вызвано тем, что когда в прошлом году принимались бюджеты регионов, каждый из них запланировал себе определенные поступления от акцизов на нефтепродукты. У нас есть 48 субъектов Федерации, у которых поступлений больше, чем они запланировали. Ну а у остальных - меньше, чем они заложили в бюджеты.
- Но почему география поступления акцизов не совпадает с географией потребления бензина?
- Это очень сложный вопрос - что считать потреблением на территории субъекта Российской Федерации, и правильно ли, чтобы акцизы начислялись именно из объемов потребления. По территориям ряда субъектов Российской Федерации проходят федеральные дороги. И соответственно автомобиль может заправиться на АЗС, располагающейся на границе субъекта Федерации, а потом пойти дальше по другой территории. К какому субъекту отнести это потребление? К тому, где он заправлялся?
- Есть ли у нас торговцы бензином, которые не получают налоговых свидетельств и соответственно не платят акцизы?
- Это явление распространено, хотя бы потому, что закон устанавливает ограничения на тех, кто вправе получать такие свидетельства. Свидетельства имеют право получать только собственники мощностей. Мы проводили анализ: среди торговцев бензином 60% - собственники мощностей, 25% - организации, которые их арендуют. Не все имеют право получать свидетельства, и не все эти свидетельства получают. Некоторые предпочитают жить по старой системе - то есть покупать бензин, уже увеличенный на стоимость акцизов.
- Но почему МНС против возвращения к старой системе исчисления акцизов, когда их платили производители нефтепродуктов?
- С нашей точки зрения, это будет нежелательно, потому что у нас и при старой системе были довольно большие проблемы с администрированием акциза на автомобильный бензин и на все остальные производные нефтепродукты. Ведь существует так называемый прямогонный бензин, являющийся сырьем для химической промышленности, на него установлена ставка акциза - ноль процентов. Если мы вернемся к старой системе, то мы опять придем к тому, что у нас будут торговать прямогонным бензином. Если мы облагаем бензин акцизом только на заводах, то дальнейшее его движение мы не можем отследить. Соответственно такая разница в ставках акцизов приведет к тому, что опять станет выгодно продавать прямогонный бензин как автомобильный. Из него путем смешения с различными химическими надбавками получают бензин вроде бы автомобильный, но тем не менее это не тот бензин, который обеспечивает транспорту нормальное функционирование.
- А если поступления от акциза будут централизованы в федеральном бюджете - как их можно было бы распределять?
- Обсуждается очень много разных критериев. Это может быть и численность населения, и протяженность автомобильных дорог, и количество автотранспортных средств. На каком правительство остановится - не могу сказать. Я думаю, что Министерство финансов скоро определит позицию правительства по этому вопросу. Минфин лучше знает потребности регионов, лучше знает, сколько каждый регион закладывал в свой бюджет.